Арест акций «Тяжстанкогидропресса» отпугнёт инвесторов
В отношении конкурсного управляющего компании «Стиллайн» Айдара Шамсиева возбуждено дело о мошенничестве с акциями «Тяжстанкогидропресса». Это может осложнить для правительства области задачу по поиску инвестора для завода.
Уголовное дело по статье за мошенничество в особо крупном размере было открыто 1 августа. Постановление о возбуждении дела занимает всего одну страницу. Следователь установил, что 20 января 2023 года конкурсный управляющий «Стиллайна» Айдар Шамсиев заключил с директором компании «Консалтинг Плюс» Еленой Гинзбург договор купли-продажи пакета акций «Тяжстанкогидропресса» за 47,664 млн рублей. В то время, как по результатам некой оценки, происхождение которой в постановлении не раскрывается, стоимость пакета составляет 1,517 млрд рублей. Таким образом, по версии следствия Шамсиев, якобы с использованием служебного положения, путем обмана похитил имущество «Стиллайна», причинив компании ущерб на 1,469 млрд рублей.
Используя дело, как повод, следствие инициировало решение Ленинского районного суда о наложении ареста на акции «Тяжстанкогидропресса». Представляющее Шамсиева адвокатское бюро «Гребнева и партнеры» обжаловало решение, указав на два незаконных обстоятельства. Во-первых, суд наложил арест на акции, якобы принадлежащие «Стиллайну», хотя пакет давно не в собственности этой компании, что делает решение неисполнимым. Во-вторых, суд с подачи следствия сделал вывод о заведомом занижении цены, хотя ряд обстоятельств говорят об обратном.
От исхода споров вокруг условий сделки зависит перспектива завода, некогда одного из крупнейших в Левобережье Новосибирска. Принадлежащая Николаю Степакину компания «Стиллайн» арендовала площади под производство на «Тяжстанкогидропрессе». Развивая бизнес, предприниматель решил выкупить весь завод на заёмные средства и передал приобретённые акции в залог БКС Банку под кредит. Не справившись с конкуренцией, в 2021 году «Стиллайн» ушёл в банкротство, следом обанкротился и «Тяжстанкогидропресс». Разбор управленческих действий Степакина вылился в возбуждение против него трёх уголовных дел по фактам мошенничества, растраты, легализации средств и преднамеренного банкротства.
Областная власть последовательно выступала за сохранение «Тяжстанкогидропресса», как производственной площадки. Выходом стало бы привлечение инвестора, способного запустить на тех же мощностях новое производство. В период пандемии и начала СВО это была особо непростая задача, решением которой занимались вице-губернатор Сергей Семка и министр промышленности, торговли и поддержки предпринимательства Андрей Гончаров.
Как утверждают в правительстве, поддержку оказала компания БКС, сохранившая предприятие. БКС Банк был крупнейшим кредитором Степакина. После отказа бизнесмена платить по долгам, после банкротства «Тяжстанкогидропресса» БКС поддерживала завод в состоянии готовности к перезапуску. Компания поддержала заключение мирового соглашения. Несмотря на то, что это решение позволяло вывести предприятие из банкротства, Степакин трижды оспаривал заключение мирового, но в итоге проиграл во всех инстанциях, и соглашение было заключено.
По сведениям ЦДЖ, к концу лета правительство региона вышло на финишную прямую в переговорах с потенциальным инвестором. В конце августа деловые СМИ обратили внимание на известие о консолидации 83% акций «Тяжстанкогидропресса» в руках одного собственника — ООО «Консалтинг Плюс». Ранее эта компания выкупила 62,77% акций предприятия и предложила миноритариям продать свои ценные бумаги: как обыкновенные, так и привилегированные акции. БКС Банк предоставил банковскую гарантию для выкупа. Эти шаги похожи на подготовку к сделке. Арест акций из-за уголовного дела ставит под сомнение её осуществимость.
Продажа акций завода, в реализации которой следствие усматривает мошенничество, прошла через открытые торги. Стартовую цену определил официальный оценщик, её утвердили собрание кредиторов и суд. Степакин пытался оспорить стоимость, но проиграл в судах. Также он не смог оспорить сделку в трёх инстанциях арбитражных судов. Во всех решениях сделка была признана законной. «Указанные судебные акты в части названных доводов имеют преюдициальное значение для настоящего спора», — пишут адвокаты в апелляционной жалобе на действия следователя.
Когда «Тяжстанкогидропресс» был работоспособной единицей со стабильными контрактами и огромным коллективом, стоимость акций предприятия составляла миллиарды. А когда предприятие обанкрочено, рабочие давно разошлись, контрактов нет, в экономике одни долги — оценка принципиально другая. Открыв уголовное дело на основе неадекватной оценки, следствие оказалось втянуто в корпоративный конфликт в интересах одной из сторон. Может быть, Степакин, проиграв суды, нашел, таким образом, возможность для реванша?