Пешеходная зона неопределённости

Как повлияет на цену недвижимости вдоль улицы Ленина перспектива постоянной пешеходности? Власти ходят кругами вокруг идеи, откладывая решение и запутывая инвесторов, готовых вкладываться в «тихий центр».

Новый повод для дискуссии о пешеходной улице дал губернатор Андрей Травников. «Моё мнение однозначно: в центре Новосибирска должна быть пешеходная зона. Лично я для неё ничего другого, кроме улицы Ленина, себе не представляю», — заявил глава региона в интервью сайту НГС. Местные СМИ растиражировали цитату в нарративе «губернатор хочет сделать улицу Ленина пешеходной». Городские политики и чиновники, продвигающие идею пешеходизации Ленина, опубликовали воодушевлённые комментарии в соцсетях. Между тем, губернатор высказался неоднозначно. «Но, может быть, я не так хорошо разбираюсь в организации движения в центре, поэтому горожане могут подключиться и подсказать, какие ещё улицы могли бы стать пешеходными. Такое начинание я готов поддержать на всех уровнях: и политически, и финансово», — добавил Травников. Так что альтернативные варианты могут (и должны) обсуждаться.

В последние годы звучало несколько идей насчёт обустройства пешеходной зоны в центральной части города. В «тихом центре» предлагали рассмотреть виды на пешеходизацию какого-то участка улицы Урицкого. Также было предложение опешеходить участок улицы Максима Горького от Красного проспекта до Советской. Наиболее масштабной выглядела инициатива обустроить большую пешеходную зону на территории бывшего военного городка в Октябрьском районе. Там и старые дома для антуража, и пространство для строительства новой развлекательной инфраструктуры. Можно было бы создать крупную точку притяжения и для горожан, и для туристов. Нынешнее заявление губернатора — повод реанимировать дискуссии по всем альтернативам. Хотя понятно, что основной спор пойдёт опять же вокруг участка улицы Ленина.

Предпоследнее бурление мнений о судьбе участка Ленина от Красного проспекта вниз то ли до Урицкого, то ли аж до проспекта Димитрова, мы фиксировали в начале года. Тогда казалось, что власти определились с решением по судьбе локации и подводят общественное мнение к его принятию. Инициаторами пешеходизации неожиданно выступило известное лоббистское объединение «Региональный деловой клуб строителей», представляющее некоторых крупных застройщиков. Не меньшим сюрпризом стала поддержка идеи профильным комитетом по транспорту Законодательного собрания Новосибирской области. Учитывая, что пешеходизация Ленина пользуется стабильной поддержкой мэра Анатолия Локтя и его заместителя Анны Терешковой, возникло ощущение, что уровни власти договорились о согласованной позиции.

В конце марта в мэрии был анонсирован представительный круглый стол, на котором ожидалось решение прекратить автомобильное движение на каком-то участке Ленина на постоянной основе. А вышел лишь очередной спор без результатов. Инициаторы обсуждения из РДСК и заксобрания не пришли, отсутствовал и начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Константин Васильев, без которого невозможно было экспертно обсуждать риски для транспортных потоков в случае внедрения полной и окончательной пешеходизации.

Важная проблема, не нашедшая решения на круглом столе (да и впоследствии), касается ситуации с парковками в центре. Временные перекрытия на Ленина всегда её обостряют. Без системного решения перекрытие на постоянной основе создаст мощный очаг недовольства.

Есть мнение, что вопрос о пешеходности весной замылили дабы не провоцировать острые дискуссии: навстречу губернаторским выборам власти постарались убрать с повестки большинство конфликтных тем. Теоретически после 11 сентября можно вновь подступаться к решению. К слову, департамент Васильева готовит просчёт транспортных схем в «тихом центре», чтобы показать всем заинтересованным официальную карту возможного перераспределения автомобильного трафика. Но большая политика на губернаторских выборах не заканчивается, а только начинается. Стартует кампания по подготовке к выборам президента. Не повод ли это — задвинуть конфликтные темы куда подальше до весны 2024-го, чтоб не провоцировать коллективные жалобы Владимиру Путину? Последствия таких обращений могут быть непредсказуемы.

На участке Ленина от Красного до Урицкого всего 11 зданий. В локации есть лишь две точки потенциального роста, способные дать главной улице «тихого центра» рост потребительской инфраструктуры. Это гостиница «Центральная» и «Универсам», устаревшие здания которых их владельцы собираются перестраивать. Иные возможности по созданию инфраструктуры, желательной для пешеходной зоны, в нынешнем раскладе исчерпаны почти полностью. Некуда воткнуть новое кафе или магазин — отведённые под коммерцию площади могут переходить только из рук в руки. Но просчитать адекватные условия, чтоб не переплатить или не продешевить, сейчас очень сложно.

Неопределённость в планах властей ставит под вопрос инвестиции, поскольку наличие или отсутствие автотрафика подразумевает разные сценарии. Интересы бизнеса остаются в игноре со стороны властей, хотя есть уже печальный опыт, который должен был бы заставить задуматься. Достаточно посчитать, сколько предприятий в сфере торговли и услуг закрылось на Красном проспекте после ликвидации парковочных карманов.

Другие новости