Кому повезёт с общественным транспортом
Новосибирск на пороге реформы общественного транспорта, способной изменить расклад в сфере пассажирских перевозок. Смогут ли частные инвесторы встроиться в программу так, чтобы укрепить позиции, или же останутся на периферии? И что скажет РЖД?
Опыт всех крупных городов мира диктует необходимость развивать общественный транспорт. Движение новосибирских властей в эту сторону не всегда последовательное и очевидное. Тем не менее, в сфере создания преимуществ для автобусов-троллейбусов перед личными авто какие-то усилия предпринимаются. Хотя бы в части преимущественного движения (кое-где). И в обновлении подвижного состава (на избранных маршрутах). 2 августа губернатор Андрей Травников анонсировал новый проект, благодаря которому использовать общественный транспорт станет выгодней. Речь о едином проездном, позволяющем при пересадках платить лишь за одно звено поездки.
Новосибирск разросся настолько, что стыковочные маршруты востребованы в повседневности большим количеством горожан. Их могло быть больше, если бы качество поездок с пересадками было бы выше. В том числе, с точки зрения удобства логистики и комфорта в подвижном составе. Выстроить процессы и обновить парк техники — задачи сложные и дорогие. Настолько, что дешевле стимулировать пассажиров деньгами. А именно — брать плату только за первый сегмент поездки, давая экономию на пересадках. «В этом году стартует запуск новой билетной системы. Это новый информационный и финансовый продукт. Будет возможность внедрять пересадочные билеты. Можно купить билет из одного конца города в другой, пересаживаясь на различные виды транспорта за одну плату», — сообщил губернатор в эфире «Вести-Новосибирск».
Практика подобных решений давно используется в разных городах России. В Новосибирске точечные эксперименты с «сетевыми поездками» проводились на отдельно выбранных маршрутах с 2018 года. Некоторое время в экспериментальном порядке горожанам давали скидку 50% при пересадке из метро на площади Калинина в трамвай №14. Только при условии, чтоб интервал между поездками не превышал часа. Аналогично действовала стыковка метро на площади Маркса с троллейбусом №29. Инструментом оплаты при этом была карта «ЕТК-Онлайн». Вместо собственно пластиковой карты можно для удобства использовать специальный брелок.
Ключевым условием массовой востребованности дисконтов по «сетевым поездкам» является участие метрополитена. Это звено обеспечивает самые востребованные стыковки. Некогда, ещё при прошлом мэре Владимире Городецком, городские власти планировали возвести возле конечных станций перехватывающие парковки, чтобы стимулировать людей пересаживаться с личных авто на подземку. Фактически построили лишь один такой паркинг — на площади Маркса (и тот плохо справляется с перехватывающей миссией). Но не будем о грустном, раз уж есть предпосылки к массовому и добровольному отказу от личных авто в пользу общественного транспорта.
Предпосылок, собственно, уже две. Первая — подвижной состав обновляется, пусть и не самыми ударными темпами. В последние годы область существенно помогает городу средствами на закупку новых автобусом и троллейбусов. Последние в нынешнем сезоне особенно бросаются в глаза возможностью хода на аккумуляторах, с опущенными «рогами». Кроме того, продолжается работа совместного предприятия с белорусами: пусть и не помногу (по 10 машин в год), но постоянно и планомерно ремонтируются новосибирские трамваи.
Чем новей транспорт, тем выше комфорт. Чем его больше, тем выше скорость поездки. Все эти факторы влияют на качество жизни горожан. А также на электоральный настрой. Хорошо, что новосибирцам доступны и муниципальный, и частный транспорт. Дополняя друг друга, они повышают транспортную доступность. Сейчас львиная доля конкурентного рынка у частников. Но расклад может измениться.
Ещё несколько лет назад доля муниципального транспорта на рынке пассажирских перевозок болталась на уровне 10%. «Сегодня эта цифра доведена до 30%, база и парк постоянно обновляются. Перевозки — рынок конкурентный, нет задачи занять его целиком, но 30% — это минимальный порог для муниципальных предприятий, а вообще — лучше 50%», — заявил Травников на совещании в «Новосибирскгортрансе» в конце июля, пообещав продолжить обновление транспортного парка.
Логично предположить, что и «единый билет» будет работать, в первую очередь, в муниципальном сегменте транспортного рынка. Это могло бы существенно перераспределить пассажирские потоки между частниками и муниципалами. Если не будет найдено решение, позволяющее предпринимателям работать в рамках единого госзаказа на перевозку людей. От грядущих решений зависит, будут ли у частников ресурсы на развитие. Хотя сейчас точней было бы сказать — на выживание в отрасли.
Плохой новостью для горожан, скорее всего, станет неизбежный рост на несетевые и нерегулярные поездки. Сегодня есть финансово-информационные инструменты, позволяющие считать трафик отдельных пассажиров. Чем чаще ездишь, тем должно быть выгодней. Соответственно, чем реже — тем дороже.
Вопрос политической значимости касается возможности вовлечения в систему «единого проездного» компании «Экспресс-пригород». Если «городская электричка» станет частью системы, это значительно увеличит спрос на такие стыковочные маршруты. Запрос на электричку растёт на перспективных направлениях развития Новосибирска. В частности, её появление анонсировано в будущем микрорайоне Клюквенный, к строительству которого приступают в нынешнем году. Давно назревшая задача — запуск электрички до аэропорта Толмачево. «Единый проездной» гарантировал бы загрузку железнодорожникам. Смогут ли областные власти убедить РЖД в выгоде таких решений?