Четвертый мост тянется к рабочему вводу
Неоднозначный прогноз министра транспорта Анатолия Костылевского насчёт срока ввода Центрального моста поднял шумиху в медиа. Настаивая на скорейшем открытии движения, политики игнорируют грядущие проблемы, остающиеся пока без решения.
«Окончание работ — в 2023 году. Я думаю, что задача нам завершить работы, а потом начнётся проверка Ростехнадзора. Документы, заключение о соответствии, ввод и так далее. Эта бумажная работа у нас, скорее всего, займёт первый квартал следующего года», — заявил министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский в интервью ТАСС в субботу, 15 июля. Слова чиновника истолковали как приговор ожиданиям открытия движения по мосту до конца нынешнего года. Мол, это только работы завершат, а поедем лишь в 2024-м. Депутаты и общественники заворчали. Ранее официальные лица уже проговаривались насчёт видов на запуск левобережных развязок, строящихся вместе с переходом: их открытие уже определённо переходит в 2024-й.
Между тем запуск движения по четвертому моту именно в 2023-м считается одной из козырных карт областной власти. Вслед словам Костылевского пресс-служба правительства выпустила релиз с уточнением: к концу 2023-го по мосту откроют рабочее движение. Что это значит? Напомним опыт переезда через железную дорогу в Коченево. Это был один из самых проблемных областных объектов в новейшей истории, поскольку генподрядчик — ОАО «Сибмост» — погрузился в банкротство во время реализации контракта. Сроки были сорваны, и, в конечном счете, движение по путепроводу открыли в рабочем порядке, задолго до официального подписания акта ввода. Для автомобилистов разницы практически никакой: движение открыли — на том спасибо. У ГАИ и железной дороги могли быть существенные претензии к Минтрансу, а у того к подрядчикам, но как-то всё утряслось. Постепенно доделали, акт подписали.
Открытие рабочего движения по Центральному мосту вызывает больше вопросов, поскольку объект концессионный. Юрлицо Группы «ВИС» будет брать плату за проезд. Отвечая на запрос НГС в июне, областной Минтранс сообщил, что проезд легкового автомобиля обойдётся в 100 рублей, а для грузового и пассажирского транспорта, в зависимости от веса и габаритов, тариф составит 150-300 рублей. Трудно сказать, окончательные ли это цифры, поскольку приказ должен исходить из областного департамента по тарифам, а не из Минтранса. Но в любом случае непонятно, будет ли платным проезд в рабочем режиме, по сути, подразумевающем неофициальное функционирование мостового перехода? Учитывая, что идея платного проезда непопулярна в принципе, у её критиков прибавится аргументов.
Ценность проекта не только и не столько в мосте, сколько во всём комплексе вместе с развязками на левом берегу. Было бы нечестно брать с людей плату за половинчатое решение. Впрочем, и ввод развязок с нынешним подходом не решит всех проблем, но добавит новые. Ещё раз напомним про виды на Станционную. Спуск с моста на улицу придётся аккурат к железнодорожному переезду. Водители будут стоять в пробках, пережидая, пока тепловозы гоняют вагоны. А гонять в последние годы приходится всё больше и больше. Помимо стабильно высокой нагрузки за счёт угля для ТЭЦ №№ 2 и 3, большой объём перевозок дают Новосибирский металлургический завод имени Кузьмина, площадка группы «Феррум», пивоваренный завод «Балтика».
За что люди должны будут платить, выбирая Центральный мост? За непрерывное скоростное движение из центра Новосибирска в направлении аэропорта Толмачево. Из-за железнодорожных переездов на Станционной движение никак не тянет на непрерывное. В некоторые моменты оно может становиться весьма прерывистым. Сотрудники АО «Сибпромжелдортранс» (СПЖТ), обслуживающего железнодорожные перевозки на Станционной, хорошо натренированы в плане соблюдения регламентов. Время перекрытия движения автотранспорта рассчитано по секундам. Тем не менее, без неудобств для водителей здесь не обходится. И не обойдётся в дальнейшем, если власти не найдут решения. Судя по актуальным прогнозам на ввод моста и развязок, время ещё есть.