Кого в Новосибирске будоражит музыка «Вагнера»

Медийный след визита главы ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина в Новосибирск отчётливо виден на поверхности. Глубже — интерес политиков и бизнесменов, приценивающихся к бренду нежданного гостя, может ли он быть полезен или же наоборот несёт риски.

Пригожин прибыл в город внезапно, и узнали новосибирцы об этом сразу с онлайн-трансляции его пресс-конференции. Наглядный пример мощных пиар-возможностей «Вагнера»: организовать встречу с прессой в режиме секретности в помещении с «глушилками» и обеспечить, как минимум, нейтральное, если не позитивное освещение — задача не из простых. Не будем подробно пересказывать заявления Пригожина, они прилежно процитированы местной прессой. Главное в том, что лидер «Вагнера» вышел за рамки ролевой модели военачальника и вступил на стезю публичной политики. Причём в федеральном масштабе. До Новосибирска Пригожин посетил с аналогичными медиавизитами Екатеринбург и Владивосток, далее двинул в Нижний Новгород.

Перемещения внутри страны для Пригожина не менее опасны, чем вдоль линии фронта. Отсюда внезапность, секретность, охрана, глушилки. Агрессивная на грани эпатажа манера самовыражаться плодит создателю «Вагнера» врагов на политическом Олимпе. Очевиден конфликт Пригожина с руководством Минобороны и Генштаба. Менее очевиден текущий статус отношений со спецслужбами. Растёт конкуренция с системными политическими силами. Партийные лидеры стали заметно уступать руководителю самой известной российской ЧВК в востребованности, как медийные персоны. А некоторые уже проигрывают и по популярности.

Ещё недавно «Вагнер» можно было назвать единственной частной военной компанией в России. В марте появилась информация, что свою ЧВК создаёт «Газпром». Может сформироваться тренд на новые частные военные компании. Во-первых, бизнес видит, что с чем с чем, а с деньгами в этой нише проблем нет, и о размере рентабельности бизнеса можно только догадываться. Во-вторых, легализованные военизированные формирования могут способствовать в решении разных задач, а зарабатывать при этом не только в России, но и в других странах — по примеру того же «Вагнера», работающего на Ближнем Востоке и в Африке.

Призывы Пригожина перевести экономику страны на военные рельсы звучат духоподъёмным маршем в ушах оборонных магнатов. Больше боеприпасов — посыл главы «Вагнера» обещает дополнительную загрузку целому ряду новосибирских предприятий. Хватало бы расходников, площадей и людей. Пророчества военачальника насчёт долгосрочности конфликта позволяют прорисовывать перспективные бизнес-планы. И всё больше предпринимателей стремится вписаться в программы, обеспечивающие заказы, так или иначе связанные с фронтом.

Активность Пригожина вдохновляет не только бизнесменов — о сотрудничестве с «Вагнером» задумываются депутаты и общественники. Визиты главы «Вагнера» в регионы дают богатую пищу для кулуарных обсуждений слухов о возможном превращении военной силы в политическую. Новый энергичный игрок на патриотическом фланге, способный остро и — что принципиально важно — безнаказанно критиковать государственные институты, может дать бренд, весьма привлекательный для электоральной категории с антиэлитными настроениями.

Для региональных игроков плюсы в сотрудничестве с Пригожиным — в его независимости от системных институтов. Такой броневой «зонтик» может развязать руки на местном уровне. Глава ЧВК анонсирует собственный институциональный проект, в котором могут найти место политики, общественники и бизнесмены — «Вагнер. Второй фронт». О чём именно идёт речь пока неясно. Понятна лишь направленность проекта — патриотическое воспитание. Это значит две вещи: привлечение средств и вовлечение людей. Пригожин считает, что ответственный бизнес должен вкладываться в патриотизм. «Потому что у бизнеса есть деньги. Деньги бизнеса не украсть, если он сам этим занимается. Почему патриотические движения развиты слабо? Потому что все деньги спускаются сверху, дальше они делятся на разных уровнях и вниз приходят три копейки», — заявил глава ЧВК.

Пригожин на драйве, и массовое смятение в умах усиливает его магнетизм. В период, когда старые правила не работают, а новые не созданы, тоскующие по внятным стратегиям стейкхолдеры могут делать на него ставки. Нужно лишь отдавать себе отчёт, что проект конъюнктурный, обусловленный внешней повесткой. К тому же несистемный. А это означает двойной риск. Он может либо стать жертвой системы по внутренним соображениям, или уйти со сцены вследствие перемен на внешнем фронте (в широком смысле слова).

Другие новости