Готовы ли горожане доплатить за метро
Вопрос развития новосибирского метро остаётся главным в «листе желаний» для кампании по выборам губернатора. Областные законодатели напомнили о своей заинтересованности в теме после того, как мэрия Новосибирска выдала в СМИ перспективы подземки.
Перспективы довольно неопределённые. ЦДЖ рассказывал о том, что в мае тема метро стала центровой для местных СМИ благодаря постоянной информационной подпитке от муниципалитета. Постепенно расширяя географию и увеличивая численность станций, городские власти наанонсировали событий на 20 лет вперёд. Забавно сейчас порассуждать о видах на строительство станций в Снегирях или в Затоне. Но по-настоящему важны ближайшие планы — куда и в какой последовательности потянутся действующие линии.
Тут горожанам и напомнили, что в декабре 2022 года в Законодательном собрании Новосибирской области была создана постоянно действующая группа по развитию метро. Её возглавил депутат Владимир Анисимов, представляющий избирателей Ленинского района. По совпадению (не иначе) в рамках группы депутаты и эксперты взялись обсуждать идею продления Ленинской линии на левом берегу в сторону запада — через площадь Станиславского в частный сектор вдоль Титова. По мнению Анисимова, можно сэкономить на станции «Площадь Станиславского» и строить сразу следующие — «Пермскую» и «Южную». Которые, расположившись в стороне от крупных улиц левобережья, дадут импульс реновации городской территории площадью порядка 200 га. Размер инвестиций застройщиков в проект Анисимов в ноябре 2022 года оценивал более чем в 160 млрд. Экономический и налоговый эффекты в теории помогли бы найти деньги на новые станции.
Теперь Анисимов уточняет, что «первым делом необходимо продлять Ленинскую линию от площади Маркса в сторону Западного микрорайона». «Проанализировав схему развития метрополитена Новосибирска в составе рабочей группы, мы пришли к выводу, что самая привлекательная в инвестиционном плане – Ленинская линия, её дальнейшее продолжение от площади Карла Маркса в сторону Западного. Был посчитан экономический эффект от развития этой линии метрополитена. И это единственное направление, где можно сформировать транспортно-пересадочный узел», — цитирует Анисимова пресс-служба заксобрания.
Насчёт единственного места для ТПУ суждение крайне спорное — есть в городе и другие места, которые эксперты считают подходящими. Но в основном посыле подход депутата правильный. Прежде, чем определять направление для развития метро, нужно тщательно считать экономический эффект. Тянуть подземку нужно туда, где будут строиться миллионы квадратных метров жилья — чтобы простимулировать инвестиции и решить транспортные проблемы будущих новосёлов. Загвоздка в том, что подобное развитие предвидится на нескольких направлениях.
Наиболее подготовленным решением считается продление Дзержинской линии, поскольку уже больше десятка лет как нарабатывается проектная документация для строительства станций «Молодёжная» и «Гусинобродская» с метродепо на Волочаевской. Необходимым условием реализации проекта является возведение второго тоннеля на перегоне между станциями «Березовая роща» и «Золотая нива». Выход метро на Гусинобродское шоссе способствовал бы росту жилищного строительства в этой стороне. К слову, в перспективе нескольких лет должна закрыться Гусинобродская свалка, а последующая рекультивация полигона улучшит местную экологию.
Вторым обсуждаемым сценарием продолжения метро на правом берегу является продление Ленинской линии от станции «Заельцовская» в сторону аэропорта Северный и далее. В перспективе — до Родников и Снегирей. На этом направлении с каждым годом растёт число строящихся жилых комплексов. Только на территории бывшего аэропорта 215 га предполагается под комплексную застройку. А за Родниками уже в нынешнем году начинают осваивать территорию будущего микрорайона Клюквенный, где в течение 10 лет должен быть построен миллион квадратных метров жилья.
Исходя из логики масштабного жилищного строительства, метро нужно тянуть в Кировский район и на Ключ-Камышенское плато. Но это экстремально дорогие затеи. Даже максимально проработанный «Дзержинский проект» уже вырос до 30 млрд рублей. Экономические расчёты должны показать, какой прирост выручки метрополитену даст каждая новая станция. Тогда можно будет и очерёдность расставить по уму.
Когда сдавали «Золотую ниву», областные власти обсуждали варианты привлечения зарубежных компаний для государственно-частного партнёрства по развитию метро. При нынешнем тарифе на проезд подземка остается убыточной. Годовая выручка МУП «Новосибирский метрополитен» 2 млрд рублей, на такие доходы много не настроишь. Организационная форма муниципального предприятия осложняет привлечение инвестиций. Была бы воля и знания для нестандартных решений, тогда власти нашли бы возможности для полнотелой программы развития метро. Пока можно надеяться, что в ходе губернаторской кампании Андрей Травников укажет направление, в какую сторону подземку начнут рыть в первую очередь.