В деле «Строй-инверсии» следствие напомнило о прессинге на бизнес

Нечасто следователь вмешивается в арбитражный процесс, требуя принудительно доставить свидетеля на допрос прямо из зала суда. Вокруг УМВД по Новосибирску зреет новый скандал, обостряющий вопрос о вмешательстве силовиков в бизнес-конфликты.

Созданная в Новосибирске компания «Топ-Книга» была крупнейшим оператором книготоргового бизнеса России и включала крупнейшую в стране сеть книжных магазинов. После кризиса 2008 года компания ушла в банкротство и постепенно растворилась в небытии. Основатель «Топ-Книги» Георгий Лямин ушёл из публичного бизнеса. А последствия событий более чем десятилетней давности продолжают запускать круги по воде. По поводу давних сделок с новой силой вспыхивают споры, в конфликтах появляются новые участники. А приёмы всё те же, как в лихих 90-х. Скандальное расследование уголовного дела по поводу хищения средств АО «Строй-инверсия» стало поводом для жалобы прокурору Новосибирской области Александру Бучману.

Актуальный сюжет Бучману передала на личном приеме бывший директор «Строй-инверсии» Надежда Полякова, в отношении которой и завели изначально уголовное дело. По ее мнению, только личное вмешательство прокурора области сможет вернуть процесс в законное русло. Все предыдущие жалобы переводились в то самое инициативное городское УМВД, которое и проявило необъяснимую заинтересованность в событиях. Теперь ход дела имеет шанс поменять русло: на встрече Бучман дал своему первому заместителю поручение детально разобраться в ситуации.

История представляет собой классический спор хозяйствующих субъектов вокруг объекта недвижимости, который компания «ФСК Новосибирск» под руководством Сергея Чернатова ещё в 2002 году взялась строить на улице Покрышкина под один из магазинов «Топ-Книги». В 2003-2004 годах акционеры сети вложили в проект 17 млн рублей. Строительство началось лишь в 2006-м. Менялись юрлица, в проект входили новые инвесторы, по-новому оформлялись доли. В итоге от проекта остался недострой с земельным участком, оформленный на «Строй-инверсию» — юрлицо, выделенное из ФСК для завершения строительства. Большинство долей в новой компании консолидировала группа во главе с Евгением Козловым. На фоне спора акционеров о судьбе проекта компания ушла в банкротство.

Вопросы раздела имущества решались в арбитражных судах до тех пор, пока сторона Козлова не прибегла к поддержке силовиков. 22 октября 2021 года в следственной части Следственного управления МВД по Новосибирску возбудили дело в отношении неустановленных лиц по факту хищения средств дольщиков со счёта «Строй-инверсии» в сумме не менее 8,5 млн рублей. 10 ноября врио начальника СУ городского УМВД Садретдинов изъял дело из производства следственной части. За один день он, по-видимому, успел изучить 10 томов дела и подготовить указания в объёме 4 страниц. В частности, Садретдинов направил дело врио начальника 1 отдела по расследованию преступлений на обслуживаемой территории Новосибирска для организации расследования, потребовав исключить передачу кейса по подследственности в другой орган в связи с отсутствием сложности в расследовании.

За прошедшее время дело не менее четырех раз приостанавливали (защита считает, что незаконно). Более 17 месяцев в производстве — срок подсказывает, что дело оказалось не таким уж простым. Возможно, исключение передачи по подследственности было нужно для другой цели? Например, чтобы сохранять контроль над процессом? Более 16 месяцев дело ведёт следователь Эмма Матерн, и действует настолько агрессивно, что уже спровоцировала скандал в суде.

Несмотря на явные признаки хозяйственного спора вокруг последствий незавершённого строительства, следствие кошмарит одну сторону в пользу другой. На здание наложен арест. В перечень подозреваемых попали представители одной из сторон конфликта, у них в ходе обысков изъяли документы, которые другие кредиторы впоследствии использовали в поддержку своей позиции в арбитражном процессе.

16 марта на заседание арбитражного суда явились оперативники с постановлением о принудительной доставке на допрос Станислава Измайлова, представителя одного из кредиторов в деле о банкротстве «Строй-инверсии». При этом ранее следователь Матерн этого свидетеля не вызывала. Единственным основанием отправлять полицейских в суд для доставки свидетеля на допрос видится лишь давление на участников процесса, и попытка повлиять на суд, представляя одну из сторон в дурном свете. Действия следствия возмутили судейских, но остановит ли это прессинг на участников спора? Сейчас это вопрос к областному прокурору, которому направлена жалоба с просьбой проверить соблюдение законодательства в деле «Строй-инверсии».

История вызрела в недрах городского управления МВД, скандально ославленного на всю страну. В марте начальник отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД по Новосибирску Андрей Хомин подал в отставку. Решение связывают с чисткой городского управления, которую в конце 2022 года начали сотрудники собственной безопасности МВД из Москвы. В рамках оперативных действий за взятки задержали главного «обэповца» по Центральному району Александра Умерова и ряд его подчинённых. Источники в областном управлении говорили, что следственные действия продолжаются. Значит, возможны и другие отставки, а также новые дела в отношении полицейских.

31 марта Бучман участвовал в конференции «За бизнес: рейтинг регионов», прошедшей в стенах правительства Новосибирской области. Организатором и хэдлайнером конференции выступила гендиректор АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей ЗаБизнесРФ» Элина Сидоренко, номинант на пост уполномоченного по правам предпринимателей в России от имени крупнейших национальных бизнес-объединений. Губернатор Новосибирской области Андрей Травников выступил на конференции с неожиданно предметным докладом на тему давления правоохранительных органов на бизнес и вмешательства силовиков в хозяйственные процессы. Областной прокурор в своём выступлении заявил о готовности «увидеть те проблемы, где необходимо усилить надзор для соблюдения прав предпринимателей». Посмотрим, насколько эффективным окажется прокурорский надзор, на примере «Строй-инверсии».

Другие новости