Ярмарки стремятся к реваншу

Вокруг бывшей барахолки на Гусинке происходят мистические события. При том, что мэр, чиновники и депутаты на словах против реванша диких форм уличной торговли, появлению новых ярмарок власть будто не может ничего противопоставить. Или не хочет?

26 апреля на сессии Совета депутатов Новосибирска состоялся разбор по поводу скандала, спровоцированного появлением на Гусинобродском шоссе ярмарки на 60 торговых точек. На территории возле ТЦ «Дружба» появились киоски, напомнившие про эпоху вещевых рынков, ликвидация которых потребовала больших усилий властей. Главным форматом барахолки считались контейнеры, но киосков и палаток там тоже хватало с избытком. Торговали даже с земли. Дикие формы обуславливали соответствующие нравы — низкую налоговую и трудовую дисциплину, сомнительную ответственность перед потребителями, теневой оборот денег и товаров, контрафакт, рэкет.

В последние годы существования барахолка работала как агломерация ярмарок — нестационарные рынки тогда уже были объявлены вне закона. В 2015 году власти, заручившись поддержкой силовых структур, покончили с барахолкой. Торговля перешла в цивилизованный формат современных ТЦ. Теперь эти завоевания кажутся довольно хрупкими.

Оказавшись перед фактом соседства с новоявленной ярмаркой, арендаторы торговых центров пригрозили акциями протеста. Их можно понять. «Когда на приём ко мне приходили люди, они рассказывали, что при ликвидации барахолки их переселяли в торговые центры и говорили, что они будут работать в цивилизованных условиях, платить аренду «в белую». Сейчас, видя контейнеры рядом с ТЦ, они задаются вопросом: а зачем они уходили с улицы? Они и там могли продолжать делать свой маленький бизнес», — задал на сессии риторический вопрос спикер горсовета Дмитрий Асанцев. Он сообщил коллегам, что к нему на приём приходили представители инициативной группы предпринимателей, протестующих против ярмарки. «На приёме они говорили, что хотели оформить землю ранее, но изначально было отказано властями по причине того, что эта земля зарезервирована под перспективную транспортную развязку», — заявил Асанцев.

По поводу ярмарки перед депутатами объяснялся глава департамента инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства Виталий Витухин. По его словам, есть люди, которые целенаправленно ищут свободные участки земли возле торговых центров, чтобы в уведомительном порядке открывать там ярмарки. И есть случаи, когда чиновники никак не могут отказать. Вот как в данном кейсе с индивидуальным предпринимателем Даниилом Устюговым. Витухин сообщил, что этот бизнесмен за 2022 год подал 22 заявления об организации ярмарок в разных районах города. По 21 получил отказ. А по участку возле одного из ТЦ на Гусинке оснований для отказа, как на грех, не нашлось.

«Лично я этого предпринимателя в глаза не видел. От него по инстанциям ходят два представителя. В этом году предприниматель начал действовать не только от имени ИП, но и от юрлица», — заявил чиновник на сессии. Неудивительно, что не видел, раз уж представители мэрии считают возможным пропускать судебные процессы. Судя по картотеке Арбитражного суда Новосибирской области, 19 апреля состоялось заседание по иску Устюгова о признании незаконным отказа в размещении ярмарки по адресу Гусинобродское шоссе 31/2. Предприниматель явился лично, про заинтересованное лицо сказано — не явился, уведомлено. Рассмотрение отложили на 24 мая. К слову, это адрес «Дружбы». Значит, всё-таки был запрет? Или же спор идёт про ещё один участок по соседству? Вопросов ещё много, включая судьбу ярмарки на месте бывшего МУП «Вещевой рынок», впоследствии реорганизованном в ОАО «Гусинобродское».

Эта территория на барахолке была крупнейшим вещевым рынком. На сессии председатель комиссии горсовета по предпринимательству Андрей Любавский попросил Витухина прокомментировать информацию о создании ещё одной ярмарки напротив здания по адресу Гусинобродское шоссе 37/2 (это новый автовокзал) с разрешением по 1 мая 2024 года. Это уже другой масштаб, так что уместней было бы сказать не о создании, а о возрождении ярмарки уже вполне «барахольного» размаха. И открыть ярмарку такой величины гораздо проще, чем закрыть впоследствии.

При этом земля здесь зарезервирована под метродепо, что признал сам Витухин. А значит, не было проблем отказать в размещении здесь ярмарки. Что же помешало отказать? По словам чиновника, эту территорию использовали под незаконные снегоотвалы и свалки, и её сдали в аренду под ярмарку ради наведения порядка. Правда, арендатор не встал на площадку. Помешает ли им что-то организовать торговлю в дальнейшем — Витухин не сказал.

Объяснения чиновника об отсутствии возможности противостоять напору желающих открывать ярмарки на «намоленных» барахольных местах вызвали скепсис у депутатов. «Я уверен, что возможность убрать ярмарку есть, просто вы этого не хотите делать. Что это за ярмарка, которая длится год? Она может длиться 3 дня, неделю, но никак не год. Город не хочет быть в заложниках у барахолки», — заявил лидер депутатского объединения «Лига эффективности» в горсовете Игорь Украинцев. Мэр Анатолий Локоть сообщил о поручениях департаментам — чтобы никаких контейнеров на улицах не было. «Я оставляю за собой право обращаться в правоохранительные, надзорные органы с тем, чтобы решить эту проблему. Сколько бы заявок предприниматель ни подавал, и не важно, какая у него фамилия!», — заявил Локоть.

Выше пересказанное — конспект обсуждения на сессии горсовета, которая является главной площадкой принятия решений в Новосибирске. На словах решительно все против ярмарок, напоминающих призраки «Сибирского Черкизона». По факту же ярмарки получают разрешения. Для мэра, ставящего себе в заслугу победу над барахолкой, сложившаяся проблема — вопрос принципиальный, и можно ожидать, что Локоть использует все возможности для решения, понадобится ли для этого делать кадровые выводы или привлекать силовиков.

Другие новости