Основатели «Ангиолайна» выиграли контроль над компанией
Повторное рассмотрение иска об исключении контролирующих акционеров «Ангиолайна» из общества пошло по новому сценарию — суд отказал миноритариям. Атаки на бизнес этим не закончатся. Вопрос в том, найдут ли атакующие новых сподвижников в госорганах.
24 марта Арбитражный суд Новосибирской области опубликовал решение по резонансному делу об исключении из компании АО «Ангиолайн Чайна Дистрибьюшен» Андрея Кудряшова и Алексея Французова, создавших этот бизнес и контролирующих 75% акций. Исключения добивались Наталья Лебедева вместе со компанией Health Care Solutions (Люксембург), владеющие на двоих 25% акций «Ангиолайна». Миноритарии утверждали, что основатели компании своей деятельностью якобы наносили ущерб интересам компании. В то время, как «Ангиолайн» — единственный российский промышленный производитель коронарных стентов — успешно теснил на отечественном рынке американских поставщиков.
С 2017 года Лебедева и её европейские партнёры ведут корпоративный конфликт за контроль над «Ангиолайном». Попытка захватить компанию, добившись исключения контролирующих акционеров, поначалу казалась просто ещё одним ходом в партии, отвлекающим манёвром. Хотя бы потому, что Кудряшов владеет авторскими правами на медизделия. Без ноу-хау компании грош цена, она вскоре прекратила бы своё существование. Но развитие событий показало, что ликвидация бизнеса могла быть реальной целью.
В ноябре 2021 года Арбитражный суд Новосибирской области, к огромному удивлению наблюдателей, удовлетворил иск Лебедевой об исключении мажоритариев. В решении судья Мартынова констатировала наличие затяжного корпоративного конфликта в компании и возложила всю ответственность за это на Кудряшова и Французова. Доводы о рисках закрытия бизнеса в связи с исключением основателей судья отмела, проигнорировав, в частности, увесистую экспертизу, составленную специалистами одной из крупнейших в мире консалтинговых компаний KPMG.
Не вступившее в силу беспрецедентное решение выглядело сбоем в системе, но в марте 2022 года вердикт устоял в апелляционной инстанции. В юридическом и деловом сообществах рассуждали, что теперь появился новый приём для рейдерских атак и «блэкмэйла»: основываясь на прецеденте «Ангиолайна», миноритарии смогут повсеместно добиваться вышвыривания мажоритариев из компаний. В «Ангиолайне» риски остановки производства стали реальной угрозой, когда стали уходить ключевые сотрудники, понимающие, что без Кудряшова и Французова бизнесу придёт конец.
События наложились на последствия специальной военной операции, стартовавшей в феврале 2024 года. На уровне федеральной власти поднялась новая волна интереса к импортозамещению. Особенно в такой критически важной сфере, как здравоохранение. «Ангиолайн» здесь один из очень немногих примеров, когда российским инноваторам удалось не просто скопировать, а превзойти зарубежную высокотехнологичную продукцию по соотношению качества и цены. Зарубежные компании наверняка были готовы дорого заплатить, чтобы убрать новосибирскую компанию с рынка. Кудряшов и Французов попытались привлечь внимание федеральных органов власти к сложившейся вокруг компании ситуации, написав письмо президенту Владимиру Путину. Дальнейшие события выглядели так, будто государство действительно присмотрелось к происходящему и сделало выводы.
В июле 2022 года Арбитражный суд Западно-Сибирского округа удовлетворил кассационную жалобу на исключение мажоритарных акционеров из «Ангиолайна», отменил решения нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение. К тому времени Федеральная налоговая служба уже отказалась узаконить притязания Лебедевой на полномочия гендиректора «Ангиолайна». Не сложилось законных оснований и для проведения собрания акционеров, где можно было бы окончательно изгнать Кудряшова и Французова. В компании получили чёткий сигнал, что государство заинтересовано в сохранении производства. Людей удалось вернуть. За прошедшее с тех пор время «Ангиолайн» увеличил объём выпуска и ассортимент медизделий.
23 марта 2023 года новосибирский арбитраж поставил точку в повторном рассмотрении иска. На этот раз суд учёл, что в корпоративном конфликте всё же две стороны, и неправильно возлагать полноту ответственности лишь на одну. Из мотивировочной части следует, что должное внимание судья Остроумов уделил экспертизе KPMG, описывающей риски для существования компании в случае исключения мажоритариев. «Правовой механизм исключения участника из общества не может применяться с целью разрешения корпоративного конфликта участников общества, которые утратили единую цель», — написано в решении.
К этому моменту регистратор «НРК-Р.О.С.Т.» уже вернул Кудряшову и Французову их акции, заблокированные после прошлогодних судебных решений. Основатели полностью восстановили контроль над компанией. Лебедева и её зарубежные партнёры проиграли важный процесс, но вряд ли сложат оружие. Об этом говорит предыстория вопроса. Попытки если не взять под контроль «Ангиолайн», так хотя бы пошатнуть позиции компании, будут продолжаться. Вектор последнего года показывает, что государственная политика ориентирована на поддержку национального производителя. Но в длительном конфликте вокруг компании то и дело возникали отдельные персонажи из разных государственных органов, действующие в интересах Лебедевой. Любопытно, кто из людей в погонах или при должностях решится сейчас действовать против федерального тренда в истории с «Ангиолайном»? Отчаянные времена требуют отчаянной мотивации.