«Пятилетку дорог» готовят на красный день

На старте нового дорожно-ремонтного сезона мэр Анатолий Локоть напомнил о «пятилетке дорог», презентованной прошлой осенью. Особенность амбициозного 5-летнего плана в том, что источники денег для достижения поставленных целей до сих пор непонятны.

Ну, как непонятны. В общем-то, можно сказать, предельно понятны — это областной и федеральный бюджеты, поскольку в городском на это денег нет и в перспективе 5 лет не появится. Непонятным для аналитиков выглядит нынешнее решение мэра вдруг напомнить общественности о проекте, который следовало бы оставить в небытии как неудачную попытку взять на понт региональную власть.

19 февраля Локоть опубликовал в своём телеграм-канале ролик, посвящённый итогам дорожно-ремонтной кампании 2022 года. Момент можно считать неслучайным — морозы отступают, дороги оттаивают, вскрываются ямы, на температурных контрастах вылетают заплатки, настроение водителей портится, сыпятся проклятия в адрес мэрии. Самое время напомнить, что впереди ежегодная ремонтная программа. В прошлом году власти восстановили полотно на 230 участках, потратив в совокупности 3,4 млрд рублей. Наездившись за весну и лето по ямам, настоявшись в пробках из-за ремонтов на дорогах и теплотрассах, горожане смогли-таки поездить последний месяц перед снегами более-менее ровно. Хотя последние сдачи ремонтных объектов проходили уже под мухами, и так уже не первый год.

Можно было ограничиться посылом, что лучшее, конечно, впереди. Но мэр пошёл в подробности. «Работа продолжается — в новом пятилетнем плане ремонта более 350 объектов», — написал Локоть, вынудив журналистов сдуть пыль с прошлогодних папок, чтоб припомнить, о каком плане речь. Что ж, напомним.

Идею перейти с однолетнего планирования в дорожной сфере к пятилетке градоначальник впервые публично представил на сессии Совета депутатов Новосибирска 28 сентября 2022 года. Как о свершившемся факте, депутаты узнали, что уже сформирована программа работ на 2023–2027 годы. План включает ремонт 351 объекта. Это 540 километров городских улиц. Программу разработали без ограничений в лимитах финансирования. Во главу угла был поставлен комплексный подход. То есть, отталкивались не от того, сколько есть, а от того, сколько нужно. По словам Локтя, на реализацию плана за 5 лет необходимо 20,5 млрд рублей.

Целью программы градоначальник провозгласил приведение к нормативу магистральных и районных дорог сибирской столицы. «Я обращаюсь к депутатскому корпусу и предлагаю обсудить этот план на профильной комиссии, обсудить его с коллегами в заксобрании и Минтрансе региона, чтобы добиться одной позиции. При объединении усилий план ремонта дорог будет реализован, и мы будем приводить в нормативное состояние дороги города Новосибирска», — заявил Локоть на сессии. Мэр апеллировал к областным властям, поскольку без поддержки региона реализация плана невозможна. У города априори не хватило бы на это денег.

Правительство и заксобрание каждый год добавляют Новосибирску средств на дороги. Обычно это происходит в разгар ремонтного сезона, поэтому мэрии сложно успевать с качественным освоением. Городское руководство уже не раз инициировало вопрос о более раннем планировании дополнительных поступлений из вышестоящего бюджета. Но это же внеплановые средства, как их спланируешь? Да и в политическом смысле областным властям удобнее держать вопрос подвешенным и решать его из собственных интересов в моменте — то ли дать денег городу, то ли нет. Согласование 5-летнего плана в редакции Локтя поставило бы перед правительством и заксобранием вопрос о более жёстких обязательствах ценой 1 млрд дополнительных средств ежегодно.

Тем не менее, 18 октября комитет по транспортной политике ЗС согласовал 5-летний план мэрии без больших дискуссий. Почему — стало ясно на следующий день в ходе заседания комиссии по городскому хозяйству горсовета, где Олег Клемешов (тогда ещё не первый, а обычный вице-мэр) сообщил, что вместо запрошенных 20,5 млрд рублей областной Минтранс согласовал городу 17,8 млрд. Казалось бы, секвестр терпимый. Но Клемешов уточнил, что в эту сумму входят ассигнования на ремонт мостовых переходов. А на один лишь Октябрьский мост понадобится 2,5 миллиарда. Непосредственно на ремонт дорог остаётся лишь по 1,5 млрд рублей вместо запланированных 4,1 млрд ежегодно. То есть, 7,5 млрд на всю пятилетку. Таким образом, констатировал вице-мэр, задачу по приведению дорог областного центра к нормативу за 5 лет решить не получится.

Вместо того, чтобы дополнять предложенную программу новыми объектами, комиссия оказалась пред лицом необходимости её сокращения. На вопрос депутата Натальи Пинус, чем будет руководствоваться мэрия при выборе объектов для ремонта в рамках программы, Клемешов назвал искусство договорённостей с разными ветвями и органами власти. Вице-мэр подчеркнул, что программа предусматривает возможности дополнительного финансирования. Его поддержал присутствовавший председатель комитета по транспорту ЗС Валерий Ильенко, подтвердивший, что заксобрание готово участвовать в поиске дополнительных возможностей. Но суть ситуации в том, что зафиксировать масштабную программу дорожного ремонта в 5-летней перспективе оказалось невозможно.

Отсутствие чётких финансовых ориентиров, как видим, не особо смущает мэра. Источники в муниципалитете считают ситуацию приемлемой: задача была разработать план, с ней справились, а деньги это уже задача следующая. Логично было бы подождать с прояснением денежного вопроса хотя бы на предстоящий дорожный сезон, прежде чем напоминать про «пятилетку». Но, может быть, цель Локтя как раз спровоцировать областную власть поскорей решить вопрос финансирования городской дорожной отрасли, раз уж глобальные планы сейчас общие. Отмена прямых выборов мэра выглядит новой политической договорённостью градоначальника с губернатором Андреем Травниковым. Больше и раньше денег на дороги — вполне справедливые дивиденды для Новосибирска.

Другие новости