Новый терминал в Толмачёво ждёт электричку
Владимир Путин принял приглашение Андрея Травникова на открытие нового терминала аэропорта Толмачёво, поучаствовав в мероприятии через телемост. Торжество восприняли неоднозначно из-за того, что в эксплуатацию здание введут постепенно.
При других календарных обстоятельствах церемонию открытия можно было бы немного отложить. Всё равно в изначальный план — вести объект до конца 2022 года — строители не уложились. Однако именно на 9 февраля пришлось 100-летие гражданской авиации России. Было бы неправильно отказаться от попытки суммировать достижения государства и частных инвесторов на этом поприще под круглую дату. Особенно если речь о мероприятии с участием президента, пускай и дистанционным. Нельзя сбрасывать со счетов и политический эффект, выражающийся в демонстрации развития авиации на фоне жёстких зарубежных санкций, наложенных в прошлом году на отрасль.
Мероприятие получилось масштабным, под стать объекту — со вводом терминала стоимостью 20 млрд рублей Толмачёво стало крупнейшим региональным аэропортом России. В 2022 году новосибирский авиахаб побил собственные рекорды, обслужив 7,6 млн пассажиров. Новые мощности позволяют комфортно увеличить число до 14 млн в год. Площадь терминала, оснащённого 54 стойками регистрации, составила 58 тысяч квадратных метров, здесь работают 6 телескопических трапов.
В группе «Новапорт» Романа Троценко рассчитывают, что привлекательность Толмачево как хаба между Европой и Азией, севером и югом будет только расти. Ожидается рост числа транзитных пассажиров до 5 млн человек в год. В следующем году «Новапорт» намерен начать строительство второй очереди терминала, на которую потребуется ещё 18 млрд рублей.
После открытия в соцсетях появились разочарованные комментарии о том, что новый терминал введён не полностью. В частности, рейсы авиакомпании S7, для которой Толмачево является базовым авиаузлом, пока обслуживаются в старом терминале. Компания-подрядчик сообщила, что пусконаладочные работы должны завершиться к концу февраля. К тому же сроку в аэропорту обещают перевести обслуживание из старого терминала в новый.
Понятно желание вылетающих и прилетающих как можно скорей познакомиться с сервисом в новом здании, которое в два раза больше старого терминала. Лишь бы сервис не разочаровал. Мировой опыт знает много примеров, когда ввод нового терминала оборачивался большими проблемами для пассажиров и авиакомпаний. До сих пор на слуху конфуз со вводом в 2008 году 5-го терминала в лондонском аэропорту Хитроу, где из-за проблем с системой оформления багажа случился фундаментальный сбой расписания British Airways. Пусть уж лучше в Толмачево хорошенько отладят все процессы, чем запускать полноформатное обслуживание в новом здании.
Вслед за авиационными новостями наконец подтянулась и железная дорога: РЖД сообщила о выделении средств на разработку технико-экономического обоснования для развития проекта городской электрички в Новосибирске. В том числе, планируется оценить целесообразность и возможную стоимость строительства пути от вокзала Новосибирск-главный до Толмачево. Добраться до аэропорта железной дорогой можно и сегодня, но существующая ветка не рассчитана на регулярное сообщение электропоездов. Не хватит для этого и пропускной способности действующего железнодорожного моста через Обь. Губернатор видит решение в строительстве нового пути на уже существующих опорах возле действующего моста. В РЖД могут рассмотреть альтернативное решение. Важно, что планку в 7 млн пассажиров в год, считающуюся нижней для запуска аэроэкспресса, Толмачево уже перешагнуло, так что экономическая целесообразность для развития железнодорожного сообщения с хабом должна найтись.