«Дизайнмастеру» предъявили счёт после выборов
Выборы в Госдуму 2021 года стали точкой отсчёта конфликта городского комитета рекламы с компанией «Дизайнмастер». Начало нового политического цикла провоцирует чиновников спешить с реализацией возможностей.
Сфера наружной рекламы — одна из сфер экономической деятельности, регулируемых муниципалитетом. В любом городе России конфликт между регулятором и оператором наружки стал бы нонсенсом. В Новосибирске это противостояние наблюдается уже два года, и градус растёт. Руководитель бывшего комитета по рекламе и информации мэрии, преобразованного в управление художественного облика Олег Хорошунов преследует разными способами одного из крупнейших и старейших операторов — компанию «Дизайнмастер». Гонения происходят при полном равнодушии депутатов и надзорных органов, поскольку чиновник камуфлирует адресные нападки борьбой с засильем рекламных конструкций. В том числе, незаконных.
Новосибирск славился избытком наружки. В последние годы количество конструкций существенно сократилось. Секвестр пошёл с 2015 года по взаимному согласию между мэром Анатолием локтем и операторами. «Дизайнмастер» стал пионером в саморегулировании рынка, существенно сократив парк своих конструкций. Также оператор стал первопроходцем в установке нового типа носителей — видеоэкранов, не только в Новосибирске, но и в ряде других городов. Лишь на родине компания впоследствии столкнулась со сложностями при согласовании цифрового формата, более прогрессивного в сравнении со статическими билбордами и суперсайтами.
Рекламные операторы всегда держатся вне политики, и «Дизайнмастер» не исключение. Наружку активно используют в предвыборных кампаниях. Агентствам приходится тщательно соблюдать законодательство и выдерживать равноудалённость, порой перестраховываясь — лишь бы не получить проблемы от контролирующих государственных органов.
Кампания по выборам в Государственную думу-2021 прошла в Новосибирске горячо, конкурентно. Очевидно, что для «Дизайнмастера» острота соперничества политиков стала поворотным моментом в отношениях с мэрией. Новый куратор отрасли Олег Хорошунов до прихода в муниципалитет занимался политтехнологиями в КПРФ. Можно ли утверждать, что коммунисты в исполнительной власти были способны оставаться в стороне от кампании кандидатов-однопартийцев, если региональный список последних возглавлял лично Локоть?
Источники в отрасли убеждены, что беды «Дизайнмастера» связаны с размещением рекламы кого-то из соперников, особо обидевших местное руководство КПРФ. В компании отказываются это комментировать, но возможно, и сами не знают реальных причин конфликта, поскольку формальных претензий по ходу и после предвыборной кампании не было. Значит, движущей силой для атаки на кампанию могут служить либо эмоции, либо стремление переделить бизнес.
В бытность Локтя мэром посты с исполнительной власти получили многие выходцы из политики. Отсутствие опыта управления городским хозяйством они надеялись компенсировать навыками политическими, в том числе из предвыборного арсенала, где неудачи чреваты обидами и попытками реванша. В любом случае, факт остается фактом — началось активное противостояние с «Дизайнмастером» с использованием всего спектра административного давления. О заключённых ранее договорённостях забыли, в том числе, о вопросе оформления цифровых экранов. Бонусы от конфликта пошли другим операторам.
У «Дизайнмастера» бизнес федерального масштаба. Компания могла перевести головной бизнес в Москву, но, по-видимому, продолжает считать Новосибирск своим базовым городом, несмотря на конфликт с управлением художественного облика. Порой нелёгким путём, но, так или иначе, мэру в большинстве случаев удавалось находить баланс между партийными интересами, приоритетами городской экономики и запросами разных групп влияния. Если движущей силой конфликта с «Дизайнмастером» является непримиримая позиция Хорошунова, увлекшегося процессом борьбы с «оппортунистами», это может плохо отразиться на имидже всей городской власти. Ради спасения бизнеса компания отбивается, как может, через судебные иски и заявления в правоохранительные органы. Вероятно, рассчитывая, что нынешние «правители» скоро уйдут и город вернется к нормальной хозяйственной жизни. С этой точки зрения, перспектива отмены прямых выборов мэра с переходом к назначению сити-менеджера вполне способна выглядеть привлекательно для компаний, столкнувшихся с подобными политическими рисками.
Опыт «Дизайнмастера», не имеющего весомого политического и административного ресурса (либо пока не пользующегося им), выглядит как затянувшаяся публичная порка для поддержания уровня дисциплины и лояльности предпринимателей. Не секрет, что многие имеют бизнес, так или иначе зависимый от мэрии. Давление на одного заставляет других приносить плоды. На старте политического сезона, обещающего большие перемены из-за отмены выборов мэра на фоне губернаторской предвыборной кампании, многие руководители в городской власти чувствуют неуверенность в будущем. Сложно бороться с чувством, что сейчас последняя возможность позаботиться о личных перспективах, разменивая пока ещё находящийся в руках административный ресурс.