Здравствуй, Группа, новый год
«Турбулентность политики» назвали одной из причин, по которым ввод Центрального моста откладывается на год. Заявления концессионера — группы «ВИС» — выглядят как демарш против областной власти, настаивающей на своём видении исполнения условий контракта.
Вечером 6 декабря сервис 2ГИС удивил новосибирцев, оценив пробки на дорогах в 11 баллов. Накануне было 10 баллов, и до сих пор это считалось максимумом, означающим, что транспорт еле движется. Первые сильные снегопады сезона по традиции застали муниципальные службы врасплох. В контексте творящегося на улицах невозможно было бы обойти вниманием ситуации вокруг правобережной и левобережной развязок строящегося Центрального моста. Точнее, то ли строящегося, то ли нет — противоречивые заявления последних недель сбивали обывателей с толку. Теперь ясности добавилось, а оптимизма — наоборот.
Как не узреть перст провидения в том, что небеса завалили Новосибирск снегом именно 6 декабря, в день, когда настал контрактный срок ввода Центрального моста вместе с развязками? В знаменательную дату представители концессионера — Группы «ВИС» — пригласили журналистов на объект, чтобы показать фактическую строительную готовность и рассказать о перспективах ввода. Экстремальному пресс-туру предшествовала публично-заочная пикировка с областным правительством и Ростехнадзором (последний выявил на объекте ряд нарушений). Правительство же указало на несостоятельность причин, которыми концессионер ранее объяснял сворачивание работ на объекте.
«ВИС» и Минтранс спорят в судах и на страницах СМИ об адекватности исходной проектно-сметной документации, о правомерности технических решений, принятых в ходе строительства. За каждым эпизодом существенные суммы и значимые факты. Наверное, кому-то было интересно или хотя бы полезно почитать подробное исследование технологической подоплёки. Для политиков и общественности это несущественно, важны два фактора — деньги и сроки. Если об этом, то сроки сдвигаются. Представители «ВИС» объясняют это несоблюдением финансовых обязательств со стороны Минтранса. Позиция областной власти, заверенная лично губернатором Андреем Травниковым — финансовые обязательства исполнены адекватно сделанному концессионером.
Обе стороны говорят, что финансирование приостановлено, но объясняют причины по-разному. А депутатам и обывателям теперь придётся свыкаться с новой реальностью. Страшные слухи том, что стройка моста с развязками может растянуться ещё на год, стали правдой. «Ожидаем окончательный ввод моста в четвёртом квартале 2024 года. Перенос сроков связан с объективными причинами: пандемия, санкции, введённые в отношении Российской Федерации, турбулентность политики, соответственно, наши отношения с концедентом в плане финансирования проекта, которые мы, я надеюсь, в ближайшее время разрешим», — цитирует НГС Сергея Юдина, гендиректора Производственной фирмы «ВИС».
При этом названный срок тоже под вопросом. Он обусловлен финансовой ситуацией. «Окончание строительства и ввод объекта в эксплуатацию возможно осуществить в 4 кв. 2024 года при условии возобновления финансирования в полном объёме», — сказано в пресс-релизе «ВИС». Между строк читается: чем дольше Минтранс будет упираться, тем дальше сдвинется срок ввода.
Концессионер отказался от занятой ранее ультимативной позиции, предполагающей полную остановку работ в ожидании денег. После освежающих заявлений губернатора в «ВИС» сообщили о возобновлении строительства. Что ж, в какой-то части они идут. Но на развязке возле площади Энергетиков не видно кипучей деятельности. А это как раз та самая болевая точка, где водители стоят подолгу и могут внимательно разглядеть, что именно происходит на стройке. Теперь ясно, что стоять там ещё и стоять. И зимой, и летом.
Пресс-тур в день окончательного и бесповоротного срыва контрактного срока показывает, что «ВИС» настроен играть дерзко. Но есть ли у компании беспроигрышные козыри? После того, как Группа утратила контроль над новосибирским мусорным рынком, её позиции стали сомнительней, чем прежде.