Бюджет области увеличился на 300 поправок
Областной бюджет на 2024 год стал результатом совместной работы правительства, заксобрания и прокуратуры. Между первым и вторым чтениями расходная часть выросла на 14,1 млрд рублей в основном за счёт социальных направлений.
Социальная политика сейчас главный драйвер законотворчества. По словам председателя Законодательного собрания Андрея Шимкива, министерство труда и социального развития сейчас основной генератор законопроектов. К примеру, на прошедшей 14 декабря сессии депутаты приняли 4 закона, разработанных ведомством министра Елены Бахаревой. Главный вопрос сессии — бюджет 2024 года — также можно считать социальным. Депутаты единогласно утвердили соответствующий законопроект во втором чтении. Доходная часть выросла на 11,1 млрд рублей до 291 млрд, расходы на 14,1 млрд до 333 млрд. Между первым и вторым чтениями к законопроекту о бюджете предложили более 300 поправок.
Корректировки подробно обсудили на заседании комитета по бюджетной, экономической политике и собственности накануне. Вице-премьер и министр финансов Виталий Голубенко назвал три основные цели корректировок. Первая — сбалансировать бюджет в связи с уменьшением объёма дотаций для Новосибирской области на 3,9 млрд рублей при окончательном принятии федерального бюджета. Вторая — увеличить ассигнования на объёмы, которые останутся недоосвоенными министерствами в текущем году. Третья — добавить финансирование на уже строящиеся с федеральной поддержкой объекты, на ввод которых в будущем году не хватает ресурсов в связи с удорожанием либо сокращением финансирования из Москвы. Предложенные поправки повлекли за собой увеличение заёмного дефицита почти на 3,5 млрд рублей.
Голубенко отметил, что, как и было обещано депутатам перед первым чтением бюджета, ко второму правительство нормализовало объём резервного фонда. За счёт распределения средств по министерствам он уменьшился с 17 до 5 млрд рублей.
Особый акцент Голубенко сделал на блок поправок, разработанных совместно с прокуратурой Новосибирской области. В том числе, предусмотрены новые меры для вопроса обеспечения жильем детей-сирот. Теперь министерства будут не только покупать готовое, но и строить самостоятельно: в бюджет заложат средства на разработку проектно-сметной документации. Прокуратура настояла также на увеличении расходов на дороги, поскольку в этой части поступает много жалоб от населения.
Бюджетный комитет внёс свой вклад, добавив поправки по ряду направлений социальной политики и развития территорий. По словам председателя комитета Фёдора Николаева, только на депутатские наказы в корректировках дополнительно заложено 338 млн рублей. Тема наказов принципиально важна для депутатского корпуса, поскольку нынешняя программа поручений избирателей должна быть исполнена к осени 2025 года, и несмотря на то, что с каждым годом процент выполненного растёт, ещё много задач остаются без ресурсного обеспечения.
В ситуации, когда депутатам и правительству приходится скрупулезно работать над распределением средств по приоритетным направлениям, особую остроту принимают вопросы по проектам, требующим много ресурсов, но сомнительным в плане отдачи. В очередной раз прозвучала скандальная тема концессий и ГЧП, не укладывающихся в плановые сроки. Для усиления финансового контроля бюджетный комитет решил отнести к средствам, подлежащим казначейскому сопровождению, все субсидии по всем концессионным проектам. Депутат Вячеслав Илюхин предложил пойти дальше и убрать в резервный фонд деньги, заложенные в бюджете-2024 на инвестиционные выплаты по новой областной инфекционной больнице, 7 поликлиникам и 6 школам в Новосибирске, чтобы ничего не выплачивать до ввода объектов. Коллеги не поддержали предложение, чтобы не давать преимущества неуспевающим частным партнёрам в случае судебного разбирательства.
Вместе с тем, вице-спикер Ирина Диденко попросила министра экономического развития Льва Решетникова отчитаться о том, какую претензионную работу правительство ведёт с партнёрами, сорвавшими сроки. По словам министра, ряд вопросов уже перешёл в плоскость судов. Депутат Николай Машкарин напомнил, что Минэкономразвития обязалось представить в начале 2024 года в заксобрание отчёт о целесообразности текущих концессионных соглашений. «Комитет принял решение в первом квартале инициировать заседание рабочей группы на площадке Законодательного Собрания по действиям, которые были предприняты по переносам, уменьшению объёма инвестиций в эти объекты, а также вводу в строй концессионных объектов – как поликлиник, так и школ», — резюмировал Николаев.
Второй год подряд на сессии заксобрания, где решается вопрос о бюджете на следующий год, перед депутатами выступил прокурор области Александр Бучман. Можно считать зарождающейся традицией, что глава надзорного ведомства публично комментирует совместную с законодателями и чиновниками работу по формированию бюджетных решений для социальных проблем. Особый акцент Бучман сделал на необходимости форсировать работы по ликвидации несанкционированных свалок. Дополнительные расходы на улучшение экологической ситуации нашли отражение в бюджете.
Комментируя утверждение бюджета, председатель заксобрания Андрей Шимкив отметил, что между двумя чтениями была проделана очень масштабная работа по приведению к единому знаменателю необходимых задач и ресурсов для их решения. «Несмотря на то, что все депутаты, как и всегда, настаивают на решении проблем конкретного округа, есть общая позиция в определении приоритетов. Это — газификация, чистая вода, дороги…Тщательно проработана социальная сторона — предусмотрено увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы. Включены все, определённые на сегодня, меры социальной поддержки наших бойцов, сражающихся в зоне специальной военной операции, — отметил спикер. — Больше четырёх миллиардов будет направлено на жильё для детей-сирот. Но главное – даже не эта беспрецедентная цифра. Выделяются средства на проектно-сметную документацию, чтобы не только покупать, но и самим строить жильё для сирот. То есть подход на перспективу. Даже там, где вопрос решается очень тяжело».
«Я хотел бы поблагодарить Андрея Ивановича Шимкива, всех депутатов, членов Правительства. В очередной раз продемонстрирована очень конструктивная плодотворная работа, — прокомментировал итоги работы над бюджетом губернатор. — За короткий период действительно рассмотрено сотни поправок, большинство из них поддержаны. Приоритеты остаются прежними это исполнение наказов депутатов, это поддержка муниципалитетов в их развитии, в том числе самого крупного муниципалитета города Новосибирска».
В рамках поправок заксобрание увеличило финансирование областного центра по ряду статей. Между тем, по ряду направлений работы в 2023 году у мэрии Новосибирска остались недоосвоенные средства. В том числе, муниципалитет не смог освоить 180 млн рублей, выделенные на проектирование метро. «В следующем году на эту статью заложено уже 360 миллионов. Пускай попробуют не сделать. Мы проверим!», — заявил Шимкив. Тема развития метро в уходящем году была одной из главных в новосибирской информационной повестке. Есть надежда, что в Новом году она наполнится более конкретным содержанием. Во всяком случае, областные власти сделали к этому шаг, дело за муниципалитетом.