Обезглавленный Дептранс — непростое увольнение
В разгар обсуждения бюджета-2024 депутаты горсовета публично поставили перед мэром Анатолием Локтем вопрос об увольнении главы департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Константина Васильева. Положение патовое.
15 ноября на заседании комиссии по городскому хозяйству Совета депутатов Новосибирска Васильев отчитался без больших сложностей, получив даже комплиментарные оценки за содержание магистралей. Проблемные вопросы звучали, но не доминировали. Буквально за несколько дней расклад кардинально поменялся. 21 ноября депутатская комиссия по контролю за решениями органов местного самоуправления единогласно проголосовала за предложение председателя Андрея Гудовского рекомендовать мэру уволить Васильева и дать оценку работы департамента.
Причин для критики в адрес чиновника, ответственного за городской транспорт и дороги, конечно же, очень много, и все они бросаются в глаза прямо на улицах. Что же послужило поводом? Депутаты говорят, что устали получать пустые ответы и недостоверную информацию. Последней каплей стал давно остающийся без решения вопрос обустройства остановочных пунктов на конечных общественного транспорта (так называемых КОПов). Как выяснилось, департамент Васильева подготовил и провёл в жизнь распоряжение мэра, перекладывающее задачу обустройства КОПов на администрации районов. При этом соответствующие решения не были предусмотрены, а проект документа не согласовали ни с депутатами, ни с главами районов. А Васильев говорил депутатам, что подобного решения не планируется, даже тогда, когда документ был уже подписан.
Может быть, чиновник запутался в бюрократическом обороте внутри мэрии. Но именно эту историю называют поводом для выраженного недоверия. Уволить главу департамента не в компетенции депутатов. Тем не менее, проигнорировать её и заровнять конфликт кулуарными переговорами у команды мэра не получится.
В этой связи вспоминается полугодовой давности кейс, когда в конце апреля вице-мэр Анна Терешкова поставила Локтя перед фактом, объявив об увольнении Алексея Толоконского с поста начальника управления физкультуры в уничижительных формулировках. Погасить конфликт и сделать вид, будто ничего не произошло, было невозможно. Терешкова зашла дальше своих полномочий, и мэру пришлось выбирать, с кем расставаться — с заместителем, тянущим ряд ключевых для мэрии проектов, или с сыном бывшего губернатора и полпреда. Компромиссное решение было найдено лишь в начале июня, когда Толоконский согласился уволиться, чтобы возглавить футбольный клуб «Новосибирск».
Можно считать, что все участники драмы той сохранили лица, можно с этим поспорить. То был пример внутренней междоусобицы в мэрии. Сейчас увольнения подчинённого от мэра требует горсовет. Причём в очень острый политический момент, когда идёт работа над проектом бюджета города. 4 декабря на сессии проект бюджета будут рассматривать в первом чтении. Вряд ли при этом удастся обойти конфликтную тему вокруг Дептранса.
В октябре исполнилось два года, как Васильев по призыву своего однокашника Локтя покинул пост председателя правления банка «Акцепт» ради кресла главы департамента в мэрии. Считалось, что профессиональный финансист сможет привнести новые организационные подходы и тем самым обернуть перемены в карьере к лучшему. Должность главного по транспорту и дорогам, конечно же, расстрельная. За срыв срока ввода станции метро «Спортивная» Васильев получил штраф в 20 тысяч рублей. Считай, что легко отделался. Может быть, ему было бы спокойней сейчас завершить карьеру чиновника, до того, как Локоть покинет пост мэра. Но кто его мог бы заменить прямо сейчас на фоне жесточайшего кадрового дефицита на муниципальной службе — вопрос на миллионы.