Вокруг НИИТО не то, что доктор прописал

В конфликте вокруг НИИТО новый виток агрессивных действий. Конкурсный управляющий АНО «Клиника НИИТО» Мария Емельянова хочет привлечь ФГБУ ННИИТО к субсидиарной ответственности и добиться уголовного дела о преднамеренном банкротстве. ФГБУ пытается заполучить имущество обанкроченной клиники.

Один из крупнейших медицинских центров Новосибирской области с 2017 года продолжает производить скандальные информационные поводы. Параллельно криминальным сюжетам вокруг уголовных дел о хищениях против бывшего руководства и представителей компаний-поставщиков развивается сценарная линия конфликта между ФГБУ и АНО. Здесь ход событий тоже может увести в уголовную плоскость.

Последние события напоминают рейдерские приёмы из 90-х. В ночь с 10 на 11 октября в серверной АНО «Клиника НИИТО» сменили замки. Сотрудники клиники, придя на работу, обнаружили, что с их компьютеров больше нет доступа к медкартам пациентов. В серверной хранятся все истории болезней за более чем 15 лет существования клиники. У кого после этой спецоперации мог появиться доступ к личным данным больных — неизвестно. Но вряд ли такие действия могли пройти без ведома руководства ФГБУ.

30 октября в рамках очередного уголовного процесса по хищениям в ННИИТО суд намерен рассмотреть ходатайство руководства института о передаче имущества клиники. Оно и сейчас на ответственном хранении у ФГБУ. Но хранение не предполагает использование. Пользуется оборудованием клиника. Руководство института хочет лишить клинику такой возможности. Проще говоря, сделать невозможной коммерческую деятельность.

Государственный институт ФГБУ ННИИТО и частная АНО «Клиника НИИТО» родственные организации. Сейчас первая является единственным учредителем второй. Так было не всегда. Это последствие уголовной истории, тянущейся с 2017 года. Можно сказать, что суть дела в намерении перевести в госсобственность 10-этажное здание, построенное и оснащённое на деньги частных инвесторов. Клиника арендует в здании площади и пользуется оборудованием. ФГБУ рассчитывает заполучить весь имущественный комплекс, основываясь на идее, будто бы всё это было построено и закуплено на деньги, украденные у института.

Вероятным планом было использовать для достижения цели процедуру банкротства. 22 мая собрание кредиторов АНО НИИТО решило обратиться в Арбитражный суд Новосибирской области с ходатайством о введении внешнего управления сроком на 18 месяцев. Арбитражным управляющим избрали Максима Николаева. Впоследствии временный управляющий Татьяна Болотова пересчитала количество голосов и пришел к выводу, что решение по кандидатуре арбитражного управляющего собранием кредиторов не принято.

ЦДЖ рассказывал, что 25 мая суд признал частную клинику банкротом и ввёл процедуру конкурсного производства. Обязанности конкурсного управляющего были временно возложены на Болотову. При этом суд решил, что кандидатура конкурсного управляющего будет определена методом случайной выборки. Болотова держала курс на прекращение хозяйственной деятельности АНО. Она оперативно разослала всем сотрудникам АНО уведомления о сокращении.

Сворачивание работы клиники было созвучно позиции руководителя ФГБУ Андрея Корыткина, публично утверждавшего, что предприятие не сможет рассчитаться с кредиторами. У ФГБУ, как тесного партнёра и заказчика АНО, есть прямая заинтересованность рулить банкротством последней. Помимо упомянутых притязаний на здание и оборудование, просматривался риск субсидиарной ответственности, которая, в конечном счёте, могла лечь на учредителя института — Минздрав РФ.

13 июня суд утвердил конкурсным управляющим АНО Марию Емельянову, члена ассоциации «Сибирская гильдия антикризисных управляющих». В течение недели выбранная случайным образом Емельянова провела первичный анализ состояния клиники. Разобравшись в объёме госзадания, в количестве обслуживаемых и планируемых к обслуживанию пациентов, управляющая пришла к выводу о невозможности прекратить оказывать медуслуги. Финансовые показатели работы АНО по итогам 2022 года показали, что продолжение хозяйственной деятельности может улучшить положение клиники.

На основе этого Емельянова решила аннулировать ранее розданные уведомления о предстоящем сокращении и возобновить работу предприятия в полном объёме. Позже она представила кредиторам план финансового оздоровления, подразумевающий активную коммерческую деятельность клиники. Конкурсный управляющий сообщила ЦДЖ, что за последние 3 месяца клиника показала положительный финансовый результат, позволяющий говорить о способности самостоятельно рассчитаться с кредиторами.

Выбранный Емельяновой курс вызывает противодействие команды Корыткина. Отсюда, по-видимому, смена замков и попытки так или иначе заблокировать деятельность клиники. Со своей стороны, команда конкурсного управляющего дорабатывает заявление о привлечении ФГБУ, Корыткина и бывшего руководителя АНО Андрея Башарова к субсидиарной ответственности (проект Емельянова предоставила в распоряжение ЦДЖ).

Суть позиции в том, что ФГБУ, как контролирующее лицо, назначило руководителем клиники Башарова, который передал институту в безвозмездное пользование операционные, детское отделение и отделение нейрохирургии, а также иные помещения. Использование этих помещений приносило клинике доход, которого она лишилась волей собственного руководителя. Следствием стало банкротство.

Таким образом, июльский прогноз ЦДЖ насчёт рисков привлечения ФГБУ к субсидиарке становится всё более реальным. Следом встанет вопрос о вовлечении в сюжет Минздрава. Одновременно с этим Емельянова привлекла адвокатов, изучающих уголовную перспективу. По мнению конкурсного управляющего, в действиях бывшего руководства клиники есть признаки преднамеренного банкротства, что может стать поводом для уголовного дела — ещё одного в орбите ННИИТО, но уже с новыми фигурантами.

Другие новости