Продажа агроактива за 5 млрд несёт социальные риски
Без шума и пыли в Новосибирской области сворачивают один из крупнейших агропромышленных проектов. Сама по себе продажа активов может выглядеть безопасной для региона сделкой, но опыт прошлых лет напоминает про внушительные социальные риски.
Группа компаний «Горкунов» в 2020 году планировала вложить в производство говядины на территории Новосибирской области 30 млрд рублей. Инициатива с большим размахом. При полном непротивлении правительства инвестор взялся скупать огромные площади в районах. Масштаб проекта и темпы старта вызвали переполох в Законодательном собрании. Председатель ЗС Андрей Шимкив и ряд депутатов потребовали от Минсельхоза объяснений, почему десятки тысяч га сельхозземель уходят в руки крупного игрока, создавая тем самым угрозу для небольших предприятий. Резкие заявления парламентариев насчёт политических рисков спровоцировали встречные комментарии инвестора насчёт готовности выбрать для реализации проекта другой регион — с «более здоровым инвестиционно-привлекательным климатом».
Острота полемики давно сошла на нет, но теперь появился новый повод для дискуссии, кто же тогда был более прав. Новосибирские СМИ обратили внимание на объявление о продаже агропромышленного актива, включающего 5 юрлиц в Карасукском, Краснозерском и Чановском районах. Общая площадь сельхозугодий составляет 61 тысячу га с возможностью расширения до 100 тысяч га. При этом 31 тысяча га уже введена в оборот. В Карасукском районе актив включает современную ферму на 3000 голов крупного рогатого скота.
За актив целиком просят 4,8 млрд рублей. Есть возможность купить частями. Оценивая географию лота, эксперты рынка считают, что речь про активы ГК «Горкунов». «Это следствие сложившейся ситуации на сельхозрынке. Борис Васильевич (Горкунов) рассчитывал, что на рынке будут хорошие цены на сельхозпродукцию, на мясо и зерновые культуры, а произошло наоборот. В итоге сроки выхода на проектную мощность серьёзно сдвинулись, и инвестор принял решение о выходе из бизнеса. Свою роль в этом сыграл и отказ в предоставлении госсубсидий за которыми обращалась ГК «Горкунов»», — прокомментировал для «ИнфоПро54» Василий Пронькин, до 2022 года работавший директором по развитию «Горкунова».
По мнению Пронькина, покупатель актива сможет продолжить развивать мясной проект, коль скоро под него уже выделено банковское кредитование. На взгляд со стороны история выглядит сомнительно, будто бы оправдывающе худшие депутатские опасения. В Новосибирской области и в соседних агропромышленных регионах видели последствия создания и разрушения крупных сельскохозяйственных компаний. На этапе развития агрохолдинги поглощали или выдавливали небольших игроков. А после банкротства оставалась буквально выжженная земля. У жителей деревень не оставалось ни работы, ни средств производства. По некоторым сельскохозяйственным предприятиям до сих пор не решены проблемы, сформировавшиеся при бывших собственниках более 10 лет назад.
Преимущество крупного игрока перед мелким в возможности выгодней «продавать» себя банкам. Агрохолдинги набирали крупные кредиты, раздувая портфель за счёт новых и новых сделок. В какой-то момент достигалась точка невозврата (опять же буквально). Много воды утекло, много юрлиц полегло. Но рискованные схемы, в которых у банков (или у конкретных топ-менеджеров) есть повышенная мотивация прокредитовать крупный проект развития, по-прежнему сохраняют актуальность.
Источники ЦДЖ утверждают, что выставленные на продажу активы привлекают реальный интерес, и переговоры действительно идут, как с банками, так и с инвесторами. Деньги, конечно же, любят тишину, поэтому у СМИ нет никакой конкретики. О крупных сделках общественность обычно узнаёт постфактум. В этом случае, поскольку на кону опять же перспективы жителей деревень, у властей может проявиться потребность отнестись к продаже активов повнимательней. Чистая спекуляция здесь не худший вариант. Хуже, когда берут кредиты с заведомой целью вывести деньги.