Лётные ресурсы S7 концентрируются ближе к Бердску

Новость про сокращение зимнего расписания полётов S7 встревожила федеральных экспертов. Будущее авиакомпании во многом зависит от инвестпрограммы на Бердском электромеханическом заводе, которой занимается экс-губернатор Василий Юрченко.

В 2023 году авиакомпания S7 как будто вернулась в родные пенаты времён «Сибири», начав летать больше из Новосибирска, чем из Москвы. Можно было бы найти в этом повод порадоваться за сибирскую столицу. Не зря, в конце концов, отгрохали такой грандиозный новый терминал в Толмачево! Праздник местечкового патриотизма портит чувство, что, начав летать из Новосибирска больше, в целом авиакомпания начала летать меньше. Рейсы в Европу фактически закрылись. Межрегиональные авиаперевозки должны быть привлекательней благодаря госсубсидиям, но размер которых не индексировали уже 10 лет. Теперь вот ещё новость про сокращение до 15% зимнего расписания (с ноября по март) из-за сложностей с обслуживанием американских двигателей.

Новосибирцы уже почти привыкли к тому, что лететь родным перевозчиком в Таиланд теперь приходится через Иркутск. Но не может не беспокоить перспектива, что будет, если больше самолётов встанет на прикол. В авиакомпании озаботились вопросом технологического выживания после того, как стало ясно, что санкционное давление 2022 года — это надолго. В интересах S7 были консолидированы акции Бердского электромеханического завода. Градообразующее предприятие Бердска, работавшее с советских времен на авиационную и космическую промышленность (в том числе, по гособоронзаказу), должно было пройти перезагрузку, чтобы обеспечить импортозамещение для крупнейшей частной авиакомпании России. А возможно, и не только.

В марте гендиректором БЭМЗа стал Василий Юрченко, бывший губернатор Новосибирской области. До того, как перейти на работу в обладминистрацию, он прошёл путь от мастера до руководителя «Сибсельмаша», в ту пору одного из крупнейших городских заводов. Опыт Юрченко пригодился ему после прекращения политической карьеры. В 2014 году Василий Алексеевич лишился поста губернатора в связи с утратой доверия. С июня 2018 года экс-губернатор возглавлял новосибирскую дочернюю компанию ГК «Металлсервис», реализуя программу развития металлургического завода имени Кузьмина. «За период с 2018-2021 мы увеличили на заводе имени Кузьмина объём производства более чем в 2 раза, объёмы продаж выросли процентов на 180. За счёт разных мероприятий, реализованных и у нас, и в головной компании, смогли выйти с продажами за Урал, в европейскую часть России. Раньше такого не было, не дотягивались по рентабельности», — говорил Василий Алексеевич в интервью ЦДЖ в мае 2022-го.

На первый взгляд, переход на БЭМЗ выглядел как понижение статуса. В действительности здесь были поставлены более амбициозные задачи. «В группе компаний S7 есть ряд предприятий, которые имеют разные компетенции по ремонту и содержанию авиапарка. БЭМЗ нужен для того, чтобы группа могла производить, испытывать, сертифицировать недостающие детали. Это будет современное, востребованное, высокотехнологичное производство. В ближайшее время будет сформирована инвестиционная программа, начнётся техперевооружение предприятия», — говорил Юрченко в комментарии для ТАСС весной. Осенью стало известно, что БЭМЗ вложит в модернизацию гальванического производства и создание экспериментального участка более 550 млн рублей уже до конца 2023 года.

Подробных комментариев о планах на БЭМЗе не дают ни Юрченко, ни представители авиакомпании. Источник, знакомый с ситуацией, утверждает, что на заводе решаются задачи производства деталей и поддержания летной годности зарубежных воздушных судов. Решения на БЭМЗе могут стать спасением для российских авиакомпаний в период санкций. Для Юрченко это большая ответственность и, в то же время, большие возможности. Не только как для производственника.

Другие новости