Отмена выборов мэра подавляющим меньшинством
Вслед за одобрением Общественной палатой Новосибирской области инициативы по отмене прямых выборов мэров в регионе юридическим оформлением займётся заксобрание. Областной закон могут изменить уже на февральской сессии.
Переход от прямых выборов к схеме с конкурсной комиссией обсуждается в Новосибирске в свободной форме больше двух месяцев. Большинство политиков, экспертов и лидеров мнений сходятся в целесообразности изменения системы. Самое заинтересованное лицо — мэр: в конце декабря 2022 года Анатолий Локоть на очередном брифинге заявил, что ему неизвестно об инициативе по отмене прямых выборов градоначальника. В тот момент это была удобная форма ухода от прямого вопроса, который глава городской администрации не хотел комментировать. И до сих пор не хочет.
Анатолию Евгеньевичу известно, что вопрос уже решён, и единственная возможность для него удержаться на несущемся поезде — не мешать движению. Молодые однопартийцы Локтя этого как будто не понимают. Депутаты горсовета от КПРФ Антон Тыртышный и Александр Бурмистров на этой неделе опубликовали тезисы за сохранение прямых выборов мэра, поддержав точку зрения несистемной оппозиции и уехавших из страны депутатов горсовета. На этапе обсуждения законодательной инициативы водораздел между позицией системных и несистемных политиков станет чётче, и количество сторонников отмены прямых выборов вырастет, а выступающих за их сохранение станет ещё меньше.
Прямые выборы глав муниципалитетов в Новосибирской области были отменены в начале 2015 года. Исключение областные законодатели сделали только для Новосибирска и Кольцово, где, как принято считать, демократические традиции сильнее средневзвешенного уровня. Впрочем, в Кольцово с 1991 года несменяемым, неизбежно переизбираемым мэром остаётся Николай Красников. И нет сомнений, что у него же прекрасные шансы сохранить пост градоначальника посредством непрямых выборов — через конкурсную комиссию и утверждение горсоветом. В Новосибирске интрига поинтересней.
Победа кандидата от КПРФ на выборах мэра сибирской столицы в 2014 году озадачила политических администраторов. По первости было непросто смириться с появлением оппозиционера на столь высоком посту. И Анатолию Евгеньевичу пришлось приложить много усилий, убеждая вышестоящее руководство в готовности играть по правилам системы. В нынешних условиях система не хочет допускать даже доли риска появления в исполнительной власти несистемного руководителя. Это больше, чем просто новосибирская история.
В стране идёт унификация системы формирования власти. В нынешней парадигме прямые выборы мэров признаны нецелесообразными по ряду причин. На первом месте здесь формальная логика, которую нарушает политическая независимость мэра при тотальной зависимости муниципалитета от областного и федерального бюджетов. Конфликты между губернаторами и мэрами крупных городов до недавних пор были весьма распространённым явлением. Которое стало встречаться реже после того, как субъекты стали отказываться от прямых выборов градоначальников. Исследований, как эти изменения повлияли непосредственно на жизнь горожан, нет. Нет и оснований считать, что вообще как-то повлияли.
Демотивирующе низкий интерес избирателей к муниципальным выборам — один из факторов, ведущих к их отмене. В Новосибирске мэра избирали подавляющим меньшинством горожан, что давало его оппонентам ставить вопрос о легитимности градоначальника. При этом технологии флэшмобов и иных механизмов манипуляции общественным мнением эволюционировали настолько, что мобилизация голосов стала по-настоящему опасным фактором для системы. Вспомним прошлогоднее голосование за символ Новосибирска, как новогодней столицы. Затеянное городскими властями, оно вылилось в парад оппозиции, консолидировавшейся вокруг орангутана Бату. В другой раз на фоне экстремально низкой явки большинство могло бы делегировать примата на какой-то политический пост.
Аргумент в пользу того, что горожанам нужны прямые выборы мэра, выглядит недостаточно убедительно не только по новосибирским меркам: низкая явка характерна и для других муниципалитетов. Некоторые политики считают, что прямые выборы нужны самим мэрам — для того, чтобы почувствовать особую ответственность перед избирателями. Такой точки зрения придерживается Виктор Толоконский, бывший мэр, губернатор и полпред. Этот подход заставляет задуматься — а назначенные вице-мэры и главы департаментов особой ответственности перед горожанами не ощущают? Это чувство доступно только избранным? При этом мэр может заставлять подчинённых что-то делать. А вот заставить самого мэра крайне сложно. Так что, называя вещи своими именами, ярлык, полученный на прямых выборах, это возможность для мэра делать, что хочется. В том числе, несмотря на недовольство избирателей.
Выборы через конкурсную комиссию и горсовет радикально снижают шансы непрофессионала стать ответственным за городское развитие. Но те, кто утверждает, будто здесь можно обойтись без политики, лукавят или не догоняют. И прямые, и непрямые выборы — это технологии. Отказ от прямого голосования усилит влияние городского депутатского корпуса. Следующего мэра будет выбирать нынешний состав горсовета, а в 2025 году борьба за мандаты обострится в том числе из-за возможности напрямую влиять на определение градоначальника. Возможность оперативного влияния на первое лицо городской исполнительной власти — главная перемена, которую привносит переход к непрямым выборам. И совсем не факт, что вследствие этих изменений первые лица немедленно сменятся, что в Кольцово, что в Новосибирске.