В наружной рекламе — меры давления вместо мер поддержки
В сфере наружной рекламы Новосибирска санкционные последствия становятся особо трудным периодом из-за неадекватного подхода профильных чиновников мэрии. Вместо поддержки операторы получают претензии, только усложняющие работу.
На фоне мартовской неразберихи вокруг заблокированных соцсетей рынок наружной рекламы ситуационно должен был оказаться в выигрыше за счёт перетока интереса рекламодателей, как более стабильный носитель. Но из-за массового сокращения маркетинговых бюджетов компаниями с зарубежными корнями просел рекламный рынок в целом. Часть отечественных рекламодателей впала в ступор. В кризисных ситуациях государство всегда поддерживало рекламных операторов: «наружка» во многом исполняет роль СМИ, социальная значимость этой сферы весьма высока. Вот и сейчас меры господдержки отрасли появились в числе первоочередных.
В частности, в Плане по обеспечению устойчивости экономики Новосибирской области, утвержденным губернатором Андреем Травниковым 21 марта, пункт 3.4 гласит: «Организация взаимодействия с муниципальными образованиями Новосибирской области по введению моратория на 2022 год на прекращение договоров, исключение из схемы размещения, демонтаж рекламных конструкций». Исполнителем в этой части указано министерство промышленности, торговли и поддержки предпринимательства. Областным чиновникам следовало бы поспешить пообщаться с коллегами в мэрии Новосибирска, поскольку городское управление художественного облика во главе с Олегом Хорошуновым развило энергичную деятельность по демонтажу конструкций, вопреки заявленным мерам господдержки.
Две недели назад в поле зрения СМИ попала странная ситуация вокруг рекламных конструкций на площади Калинина. Отчитываясь перед депутатами горсовета, Хорошунов сообщил о проблемах с установкой стелы в честь присвоения Новосибирску статуса «Город трудовой доблести». По словам чиновникам, оператор наружной рекламы «Дизайнмастер» отказывался убрать свои конструкции с центра площади. И обращения сотрудников управления в компанию насчёт расторжения договоров якобы оставались без ответа.
История удивительна, прежде всего, тем, что рекламные операторы практически в любых ситуациях стараются избегать конфликтов с чиновниками, курирующими отрасль. Невероятно представить сценарий, в котором оператор целенаправленно динамит требования городской власти, да еще, если это связано с политически значимой инициативой. Руководство компании «Рекламные технологии», работающей под брендом «Дизайнмастер», заявления Хорошунова опровергло.
«Мы пытались выстроить конструктивный диалог по этому вопросу, способствовали ведению всех подготовительных этапов и не отказывались демонтировать конструкции к моменту начала работ на площади. Что интересно, в реальной жизни расторжение договоров и не требуется! У нас сейчас десятки не расторгнутых договоров и демонтированных конструкций в местах, где ведутся строительные работы, например, строительство 4-го моста, реконструкция дамбы Октябрьского моста и другие. Это нормальная практика для рекламных операторов, так как мы всегда оперативно убираем конструкции, которые мешают ведению работ. Потом мы либо восстанавливаем конструкции, либо расторгаем договоры, если восстановить их невозможно», — прокомментировали в пресс-службе «Рекламных технологий».
Официальная переписка с Хорошуновым по поводу площади Калинина шла несколько месяцев. Личная встреча для обсуждения сценариев развития могла бы ускорить решение. В любом случае, управление художественного облика имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке. Необходимо лишь иметь на руках постановление мэрии о начале работ (которое было подписано лишь 21 марта). Вместо этого управление решило подать иск об аннулировании разрешений на установку рекламных конструкций и уведомило о расторжении договора по одной из конструкций по надуманным нарушениям условий, с которыми в компании не согласились.
Тяжба может идти много месяцев, а то и годы. Из-за этого вопрос по конструкциям рисковал остаться подвешенным. Разрешить спор удалось благодаря участию вице-мэра Анны Терешковой: она провела совещание с оператором и профильными чиновниками, по итогам которого управление Хорошунова обязалось отозвать иски и уведомить «Рекламные технологии» об одностороннем расторжении договоров. Оператор, в свою очередь, обязался освободить центр площади Калинина от конструкций к 15 апреля. Без прямого диалога, организованного Терешковой, выход из тупика могли искать ещё долго.
История со стелой — это внешнее проявление противоречий, обострившихся в сфере наружной рекламы. Ещё в начале марта новосибирское отделение «Опоры России» в числе мер поддержки предпринимательства предложило властям ввести мораторий на снос, демонтаж нестационарных объектов (павильонов и киосков), прекратить расторжение договоров аренды и исключение из схемы нестационарных объектов торговли и услуг, а также рекламных конструкций, по которым осуществляется плата в бюджет. В текущей ситуации бизнес предложил сосредоточиться на выработке новой концепции размещения нестационарных торговых точек и рекламных конструкций, призвав учитывать опыт и мнение экспертов при принятии решений. Вопреки этим предложениям, управление художественного облика форсировало работу по сносу рекламных конструкций. Делается это в такой спешке и с азартом, что под снос попадают и те конструкции, к размещению которых нет внятных претензий и убедительных оснований на демонтаж. Контрактные обязательства агентств перед клиентами чиновники в расчёт не берут, даже в такое сложное время.
Например, под демонтаж подвели формат «уличной мебели» («ситиформаты») в центральной части города. По мнению Хорошунова, эти конструкции мешают пешеходам, самокатам и уборке снега. Странно, что во многих крупных городах страны сегодня делается упор на установку в центральной части именно рекламных конструкций малого формата, в том числе с использованием светодиодного оборудования. В Москве на Тверской, в Санкт-Петербурге на Невском проспекте «ситиформат» почему-то никому не мешает. У новосибирских чиновников свой взгляд. В нынешнем моменте вместо мер поддержки операторы рынка «наружки» получают от Хорошунова новые меры давления, что чревато сокращением рабочих мест и, как следствие, доходов города. Вмешательство областной власти в соответствии с антикризисным планом губернатора должно изменить ситуацию.