Мусор поехал в обход коммерческого конфликта

В канун 1 мая «Экология-Новосибирск» смогла разгрести последствия мусорного кризиса, спровоцированного забастовкой перевозчиков. Майские праздники станут испытанием, от которого зависит перспектива контракта регоператора.

Стартовавшая 18 апреля забастовка водителей мусоровозов компании «Экотранс-Н», отказавшихся работать на предоставленной технике, создала существенные сложности с вывозом отходов в Железнодорожном, Заельцовском, Дзержинском и Октябрьском районах, а также в городе Обь. Триггером для событий стал демарш предпринимателей, контролирующих компании «Арктика Сити» и «МКС-Новосибирск». Это партнёры Группы «ВИС», владеющей 75% в ООО «Экология-Новосибирск». «Экотранс-Н» является совместным предприятием «ВИС» и акционеров «Арктики» и «МКС». При этом до нынешнего конфликта «Экотранс-Н» арендовала мусоровозы у компании, подконтрольной владельцу «Арктики» Александру Волкову.

Отношения между партнёрами выглядят запутанно, но есть факты публичных финансовых споров. До сих пор было известно о том, что «Арктика» отсуживала у «Экологии-Новосибирск» 700 млн рублей за вывоз мусора. Теперь достоянием общественности стал спор по арендной плате за мусоровозы, из-за чего водителям предложили другую технику. Нюанс в том, что заложниками стали жители четырёх районов города, а в роли движущей силы конфликта выступила часть коллектива «Экотранс-Н».

Поскольку «Экология-Новосибирск» часто становилась мишенью для политиков и общественников, расчёт был на то, что так будет, и на сей раз. Общественное мнение изначально встало на сторону «обиженных» работяг. Но погружение в ситуацию вызвало вопросы о предпосылках. Так ли уж плоха техника, которую водителям предоставили в качестве альтернативы? Почему повышение зарплаты на 40% показалось недостаточным для прекращения стачки? Чьи голоса фигурируют в записях «мотивирующих» сообщений с инструктажем, как себя вести участникам забастовки?

Модераторы забастовочного кейса почувствовали, что общественное мнение меняется. В пабликах и СМИ появилось письмо от имени водителей с тезисами, что на самом деле никто не объявлял забастовку, а просто люди не захотели работать в предложенных условиях. И до сих пор не хотят. Но хотят при этом, «чтобы было чисто в любимом нами городе Новосибирске». Между такими трогательными пассажами авторы письма убеждают аудиторию, будто обвинения в заказном характере их протеста несостоятельны. Аналогичное заявление сделал Александр Волков.

Тем не менее, подоплёка ситуации, по итогам которой переполнились помойки в четырёх районах города, для властей и правоохранительных органов очевидна. И возможные последствия тоже. Прошедший в конце прошлой недели обыск в офисе компании «МКС-Новосибирск» будто бы случайно совпал с информацией, что компания на волне конфликта с акционерами «Экологией-Новосибирск» собирается убрать тысячи контейнеров из городских дворов. Это могло значительно осложнить ситуацию, если б не вмешательство силовиков.

На совещании в правительстве 25 апреля губернатор Андрей Травников заявил, что понимает суть происходящего. «Подтверждается версия коммерческого конфликта. Конечно, к региональному оператору в течение прошлого года накопилась масса вопросов и претензий. Но участникам рынка абсолютно недопустимо использовать жителей города в качестве заложников и жертвовать их комфортом ради урегулирования коммерческих разногласий», — заявил глава региона. По мнению Травникова, такой скандал могли устроить ещё в новогодние праздники, но перенацелились на майские. «Необходимо обеспечивать выполнение предоставления услуги жителям города и области независимо от обстоятельств. Вмешивайтесь в этот конфликт, принимайте меры, разрешаю принимать любые решения», — напутствовал губернатор своих подчинённых и регоператора.

МинЖКХ заострило вопрос, публично предупредив «Экологию-Новосибирск» о возможности запуска процедуры лишения статуса, если нарушения графика вывоза мусора в Новосибирске и Оби не будут устранены к 29 апреля. Громкие заявления в изобилии прозвучали и на сессии Совета депутатов Новосибирска 27 апреля: народные избранники не могли остаться в стороне от случившегося сбоя в системе вывоза отходов. Но в значительной степени нормализовать ситуацию за счёт «ручного» маневрирования техникой и людьми регоператору удалось ещё к прошлым выходным. Также чтобы снять остроту кризиса, 22 апреля «Экология-Новосибирск» подписала соглашение с МУП «Спецавтохозяйство» о вывозе отходов с территории Октябрьского и Дзержинского районов.

По состоянию на 28 апреля проверки МинЖКХ в районах города показали, что с мусорными завалами удалось совладать. Следующая критическая дистанция для регоператора — майские праздники. Если удастся избежать новых сбоев, система докажет живучесть даже в экстремальных условиях. Уже после того, как качество услуги для жителей будет стабилизировано, настанет очередь прояснять причины происшедшего и разбираться с бастующими. Акционерам регоператора предстоит подумать, как подстраховаться от подобных сбоев на будущее. Сложное финансовое положение «Экологии-Новосибирск» не устраивает кредиторов, и неурегулированные долги могут толкать на разные провокации.

Другие новости