Можно ли построить в Новосибирске метро взаймы
Диалог Рената Сулейманова и Михаила Мишустина в Госдуме оживил тему строительства метро в Новосибирске, но вряд ли приведёт к реальным действиям, если не считать раздражения в команде губернатора из-за некорректной презентации проблемы с ПСД.
Отчёт премьер-министра РФ Михаила Мишустина перед нижней палатой парламента получил максимально позитивное освещение в федеральных СМИ. В основном, в государственных, которые в нынешней сложной ситуации особенно жадно ловят любые обнадёживающие поводы. Свою долю позитива выхватили и новосибирские медиа, оптимистично сообщившие про виды на возобновление строительства метро. Виновником торжества стал депутат Госдумы от КПРФ Ренат Сулейманов, спросивший председателя правительства про перспективы подземки. «В Новосибирске эффективный самоокупаемый метрополитен, который 85 миллионов пассажиров в год перевозит. Уже 10 лет готово ПСД на продолжение Дзержинской линии новосибирского метро. Можно ли рассчитывать на поддержку продолжения строительства метро в Новосибирске от правительства?», — поинтересовался Сулейманов.
Мишустин не сказал ни да, ни нет. Отметив, что выделение средств для метро в Челябинске и Нижнем Новгороде планируется на возвратной основе, премьер-министр не исключил такой же сценарий и для сибирской столицы. «Если в Новосибирске на возвратной основе вы защитите этот проект, давайте рассмотрим его. Там, если что, есть и другие предложения», — заявил Мишустин.
Непонятно, откуда в СМИ столько энтузиазма из-за этого диалога. Потому что Мишустин не сказал категорическое «нет»? Что ж, давайте разберём перспективу «возвратности» подробней. В октябре 2021 года мэрия оценивала завершение строительства Дзержинской линии (2 станции и метродепо на Волочаевской) в 25 млрд рублей. Сейчас цены стали выше, а возможности у властей меньше. Про городской бюджет и говорить нечего, а в областном свободных денег негусто из-за обязательств по ранее заключенным концессиям и проектам государственно-частного партнёрства.
Кстати, а почему не концессия? Вариант такого решения вопроса для строительства Дзержинской линии прорабатывался ещё в бытность губернатором Василия Юрченко. В 2013 году федеральный центр не был готов обсуждать финансирование метро в регионах. надежда была только на частных инвесторов. Концессия позволила бы вернуть вложения, в том числе, за счёт платы пассажиров. Но такой путь был признан невозможным, поскольку часть Дзержинской линии уже построена, а сделать концессию лишь под новые станции нереально. Юрченко надеялся привлечь инвесторов под перспективу длительного расчёта из бюджета области. В том числе, шли переговоры с зарубежными компаниями. Но присоединение Крыма открыло в жизни страны период санкций. Зарубежные инвесторы разбежались, отечественные поджались.
Сейчас, когда санкции ужесточились, бюджетные вложения в инфраструктуру с новым жаром обсуждаются как универсальное лекарство для экономики. В этом контексте Сулейманов и задал вопрос Мишустину. Но «возвратность» в этом контексте всё-таки похожа на вежливое «нет». Тем более раз у премьер-министра появился повод понедоумевать насчёт происходящего в Новосибирске.
Напомним, что ещё в конце 2018 года, едва избравшись губернатором, Андрей Травников сетовал на неготовность проектно-сметной документации по Дзержинской линии. Будь она готова, глава региона, по его словам, попытался бы договориться о финансировании с президентом Владимиром Путиным.
Разработка ПСД — сфера ответственности муниципалитета. И мэр от этого не отказывается, но вопрос до сих пор не решён. Зимой Анатолий Локоть сообщил следующую версию: Главгосэкспертиза не согласовывает ПСД из-за отсутствия в документах источника финансирования строительства. Это прозвучало в диссонанс утверждениям Травникова о том, что ПСД как раз и нужна для определения финансирования в Москве. На пресс-конференции 27 января Травников прокомментировал вопрос о готовности документации по продолжению строительства метро так: «Задайте вопрос мэру ещё раз. Я уже отвечал на этот вопрос много раз. И ничего нового сказать не могу».
Заявляя Мишустину о том, что ПСД на Дзержинскую линию готова уже 10 лет, Сулейманов откровенно слукавил. Будь у премьер-министра желание прояснить ситуацию, он в тот же день убедился бы в том, что утверждённого Главгосэкспертизой проекта нет. Непонятно, чего больше депутат от КПРФ принёс в данном случае своему боссу Локтю — пользы или вреда. На всю страну прозвучало, что документация готова, то есть, загвоздка будто бы не в мэрии Новосибирска. Но на уровне области причины затыка в метро видят совершенно иначе. Вполне вероятно, что для ясности теперь придётся довести это до уровня федеральной власти. А то вдруг неожиданно выделят деньги на метро, неудобно может выйти.