Заксобрание требует от правительства «План Б»

Депутаты заксобрания предлагают правительству региона оперативно просчитать разные сценарии влияния санкций на экономику региона. Пока чиновники уповают лишь на один прогнозный ресурс — на увеличение поддержки из федерального бюджета.

23 марта на заседании комитета по бюджетной, экономической политике и собственности Законодательного собрания было людно — депутаты и министры обсуждали злободневный вопрос, от которого, без всякого преувеличения, зависит перспектива региона. Вице-премьер и министр финансов Виталий Голубенко, министр экономического развития Лев Решетников, министр промышленности, торговли и поддержки предпринимательства Андрей Гончаров и другие члены правительства докладывали о мерах по повышению устойчивости экономики области и минимизации негативного влияния на нее внешних и внутренних факторов в условиях экономических санкций. Чиновники акцентировали внимание на том, что принятые на сегодня решения это не догма, они могут меняться и дополняться. Тем не менее, предложения депутатов в части тех самых изменений и дополнений вызвали явное замешательство.

Голубенко, как ключевой докладчик, сообщил, что лейтмотив в программе господдержки задает федерация. Меры, которые вырабатывает правительство России, местные власти будут всячески применять и, по возможности, усиливать. На сегодня бюджетные виды региона таковы. В соответствии с поручением президента, все намеченные на 2022 год проекты и планы остаются в силе. При этом Голубенко подчеркнул, что 80% расходной части это защищенные социальные обязательства. До 1 мая никаких корректировок бюджета не планируется. Дополнительные расходы в этот период пойдут из резервного фонда. К концу апреля федеральные власти, как ожидается, определятся с решением об индексации зарплат бюджетников и начнут усиливать ликвидность региональных бюджетов.

Решетников и Гончаров рассказали об антикризисных действиях в русле компетенций своих министерств. В том числе, о создании штабов, которые занимаются мониторингом рынков и текущим взаимодействием с предприятиями. Глава минпромторга остановился на работе с ФАС и прокуратурой в части сдерживания роста цен. Однако никто из участников заседания не пытался отстраниться от фактора подорожания. Депутатов существенно волнует, как область справится со своими обязательствами в этом контексте.

Зампред бюджетного комитета Ирина Диденко спросила чиновников про перспективы крупных госконтрактов на этот год — в связи с ростом цен на 30% планируется ли сокращать количество проектов или нужно будет искать дополнительные средства? Голубенко сослался на предварительную оценку: может понадобиться увеличение бюджетных расходов на 10-15%. Решение проблемы глава минфина видит в поддержке федерации, параметры которой определяются в мае. Если не отторговать контракты сейчас, строители не выйдут в этом году на объекты, — парировала Диденко.

Коллегу поддержал председатель комитета Фёдор Николаев, напомнивший, что нацпроекты нужно выполнять в любом случае, а региональная власть сейчас не рассматривает альтернативные варианты развития событий ни по одной из задач. Возможно, имело бы смысл скорректировать планы в отношении областных инвестпроектов ради нацпроектов, но из-за отсутствия системного анализа в зоне риска оказываются абсолютно все инициативы. «Если федерация нас не поддержит, то при подорожании на 30% у нас есть «План Б»? Прорабатываем негативные сценарии? Чем мы будем жертвовать?» — спросил Николаев.

Вице-губернатор Сергей Семка предложил «не разгонять инфляцию» решениями относительно подорожания. «Зачем публично говорить о негативном сценарии?», — сказал чиновник. Вопрос не восприняли, как риторический. Депутат Валерий Червов заявил, что по некоторым стройматериалам удорожание уже не 10% и не 30%, а все 60%.

Депутат Николай Машкарин поинтересовался, планируется ли провести инвентаризацию ГЧП и концессий на предмет возможности сэкономить на капитальных грантах в тех случаях, когда реализация ещё не пошла дальше оформления бумаг. Решетников заявил, что все планы пока остаются в силе. Но министр допустил: что-то из проектов может быть приостановлено. Николаев настаивал — можно ли сделать стресс-анализ и отранжировать проекты по приоритетности, чтобы впоследствии оперативно «резать» наименее важные проекты? Машкарин дополнил свой вопрос предложением посмотреть возможности сэкономить на инвестициях в развитие АО, подконтрольных областной власти. Депутат Иван Мороз поставил вопросы о местной программе импортозамещения и развития переработки в регионе, чтобы добавленная стоимость не уходила в другие субъекты. Сергей Гайдук спросил о возможности увеличить бюджетную компенсацию за подорожавшую сельхозтехнику: по словам депутата, «крестьяне в шоке».

Голубенко признал неготовность к «узкопрофильным вопросам» и предложил перевести обсуждение в другой формат, запрашивая детальную информацию у ответственных министерств. «Суть-то простая — все хотят услышать, что будет на уровне области. Из всех докладов министров звучит одно: федеральная поддержка. Очень хорошо, и мы все её ждём. Но «сценарий Б» всегда должен быть — прокомментировал вопросы коллег спикер заксобрания Андрей Шимкив. — Если на уровне федерации всё делается быстро, то на уровне области есть объекты, где ещё нет экспертизы, но всё уже дорожает хорошо. А кое-где есть сметы, экспертиза, но нет ответной реакции…».

По словам Николаева, в решении комитета будут учтены все прозвучавшие соображения депутатов. Предложения обобщит специальная рабочая группа во главе с Диденко, подчеркнувшей в финале обсуждения, что экономике нужны стимулирующие меры, а не просто господдержка, как в пандемию. Обсуждение шагов власти продолжится на сессии ЗС 31 марта. Решетникову предложили подготовить доклад с учётом прозвучавшего на комитете, так что можно ожидать «план Б» хотя бы в приблизительных очертаниях.