Яровой, не хотят сидеть с тобой
Бизнесмен Олег Яровой получил условно по делу о ложном доносе, а в суде за мошенничество его ждёт реальный срок. Выдав следователям основания для громких арестов, предприниматель может надеяться отделаться полегче.
Бывший прокурор Новосибирска Денис Ференец, обвинённый в превышении полномочий, просит суд вернуть дело в прокуратуру. Опытный юрист использует для собственной защиты все возможности, и вот уже более полугода его давно дорасследованное дело никак не продвинется дальше предварительного слушания. В конце лета Ференец вместе с подельниками добивался переноса судебного процесса в другой регион для обеспечения беспристрастности при рассмотрении. Восьмой кассационный суд эти ходатайства отклонил. В репутационном плане история о сфабрикованном деле, из-за которого сотрудники прокуратуры оказались за решеткой, выглядит вполне однозначно, и вряд ли суд в любом соседнем субъекте посмотрел бы на неё иначе.
Дело Ференца выросло из уголовного преследования бизнесмена Ярового, который свой приговор уже получил. За заведомо ложный донос с фабрикацией показаний и доказательств Центральный районный суд отмерил предпринимателю три года условно. В основе истории отношения Ярового с руководителем компании «ЭКФАРД» Натальей Васильевой: бизнесмен одолжил ей деньги в 2014-2017 годах, и, не дождавшись возврата, инициировал уголовное преследование должницы. По версии следствия, дело помогли сфабриковать Ференец и руководитель одного из управлений областной прокуратуры Александра Аверина, а также предприниматели Павел Кулибанов, Михаил Федосеев и Дмитрий Куклин. В 2018 году дело развалилось в суде с формулировкой «за отсутствием состава преступления».
Яровой оказался в 2019 году под арестом из-за другой истории — бывший партнёр по ОАО «ВИНАП» Юрий Верясов написал на него заявление о хищении 170 млн рублей. По-видимому, речь шла о выплатах за решение неких проблем с правоохранительными органами. Так силовики стали раскручивать клубок отношений Ярового с разного уровня сотрудниками прокуратуры. И ниточки привели уже довольно глубоко. Достаточно для того, чтобы поставить вопросы о пересмотре старых дел или возобновления заброшенных расследований. Вплоть до заказного убийства бывшего замначальника уголовного розыска областного управления МВД Юрия Фёдорова: влиятельного силовика, перековавшегося в бизнесмены, расстреляли в октябре 1999 года, и виновных не нашли, а вопросы остались.
Яровой отсидел в СИЗО почти 10 месяцев и вышел на волю после того, как убедительно отсотрудничал со следствием. В рамках сделки с правосудием предприниматель признал вину по обоим делам. Отделавшись условным сроком за ложный донос, в суде по мошенничеству с деньгами Верясова, Яровой на аналогичный исход рассчитывать уже не может. Статья обвинения предусматривает до 10 лет. По факту же бизнесмену дадут, скорее всего, чуть побольше, чем он уже отбыл в СИЗО.
«Второй серией» последствий сотрудничества Ярового со следствием стали январские аресты бывшего прокурора области Владимира Фалилеева, его экс-заместителя Андрея Турбина и руководителя ТЦ «Мандарин» Сергея Белоуса, тоже бывшего сотрудника прокуратуры, известного в узких кругах новосибирского бизнеса ещё с 90-х. В контексте арестов источники в правоохранительных органах утверждали, что речь идёт о взятках, которые руководству прокуратуры якобы передавали от владельцев ТЦ «Восток» и ТЦ «Мандарин», а в качестве потенциальных фигурантов называли бизнесменов Дмитрия Башмакова (партнёра Куклина) и Михаила Колмогорова (ранее известного, как Чеботаев или Чеботарь: его обвиняли в заказных убийствах на Кузбассе, но впоследствии предприниматель оказался на свободе, миновав суд).
Публичный ажиотаж вокруг истории снизился. Но события развиваются и новые «серии» не за горами. Поэтому ряд партнёров и контрагентов тех, кто уже оказался в гуще событий, заварившейся из показаний Ярового, предпочитают оставаться за границей, несмотря на все сложности международной повестки.