Стелу будто Гингема заколдовала

У мэрии новые сложности с установкой на площади Калинина стелы в честь присвоения Новосибирску статуса «Город трудовой доблести». На сей раз, чиновники винят компанию «Дизайнмастер», хотя все операторы наружной рекламы зависимы от муниципалитета.

Летом 2020 года — в разгар кампании по выборам депутатов Законодательного собрания и Совета депутатов Новосибирска — мэр Анатолий Локоть предложил горожанам определить место для будущего памятника, воздающего сибирской столице за труд по время Великой Отечественной войны. Большинство высказалось за площадь Калинина. Городские власти решили не только установить здесь стелу, но и благоустроить площадь вместе с некоторыми прилегающими улицами. Соответствующий проект градоначальник выделил в основных задачах на 2021 год, выступая перед горсоветом с отчётом за деятельность в 2020-м. Прошёл год. В феврале 2022-го Локоть, отчитываясь перед депутатами за 2021-й, вновь вернулся к планам насчёт стелы. Удастся ли воплотить их в жизнь в нынешнем году? Есть основания для сомнений.

В сказке «Волшебник Изумрудного города» среди персонажей были добрая волшебница Стелла и злая колдунья Гингема. Наблюдая происходящее вокруг площади Калинина, чаще вспоминаешь недобрые чары последней. В сказке гостям города выдавали зелёные очки: в них улицы казались изумрудными. В Новосибирске никакими очками не укроешься от гор мусора, которые остаются на площади Калинина почти ежедневно из-за несанкционированной торговли, оказавшейся непобедимой для местных властей. Чиновники и политики рассчитывали, что реконструкция одной из главных площадей Новосибирска позволит, наконец, навести порядок. Но раскачка проекта идёт очень медленно.

Площадь выбрали для размещения 30-метровой стелы в августе 2020-го. Лишь в октябре 2021-го главный архитектор города Александр Ложкин представил проект реконструкции. Речь шла, по большому счёту, о концепции в эскизах. В течение ноября дизайн-проект обсуждался горожанами на муниципальном портале и сайте «Госуслуги». Большинство поддержало предложения мэрии, с некоторыми корректировками. Дальше за дело взялись проектировщики.

По состоянию на прошлый октябрь плановым сроком окончания работ был обозначен июль 2022-го. В нынешнем феврале вице-мэр Алексей Кондратьев сообщил, что стелу планируется установить в сентябре. К тому моменту благоустройство площади должно завершиться.

В первую декаду марта информационную повестку Новосибирска, придавленную внешнеполитическим контентом, буквально взорвали сообщения о том, что крупный рекламный оператор саботирует патриотичнейшую инициативу по установке стелы. Автором сенсации стал глава комитета рекламы и информации мэрии Олег Хорошунов заявивший на заседании комиссии горсовета по научно-производственному развитию и предпринимательству, что некий оператор рынка «наружки» отказывается демонтировать конструкции на площади Калинина. Речь об ООО «Рекламные технологии», работающем под брендом «Дизайнмастер». В центре площади у компании стоят квадратом три больших щита и один цифровой экран.

Это одни из самых дорогих рекламных носителей в Новосибирске. Новогодняя елка на площади Калинина помещается между конструкциями. Для памятника такое окружение, конечно же, неуместно. По словам Хорошунова, в прошлом году с оператором была достигнута договоренность о демонтаже, однако позже компания якобы изменила позицию. «Мы начали процедуру принудительного расторжения через изменение схемы и компенсацию. Рекламный оператор почему-то решил пойти в суды по этому вопросу», — сообщил Хорошунов депутатам.

По версии чиновника, интерес «Рекламных конструкций» — получить компенсацию в виде других участков. «Компанией был дан письменный ответ, с просьбой согласовать несколько незаконных конструкции, тогда организация демонтирует эти 4 щита, то есть нас фактически просят совершить незаконные действия. Рекламный оператор в угоду коммерческих интересов фактически плюет на память, историю и символы нашего города», — заявил Хорошунов.

Посыл получился хайповым, особенно для нынешнего момента. Пресса бросилась в хвост и гриву трепать «Дизайнмастер», в анонимных телеграмм-каналах появились утверждения об уходе крупного игрока с рынка. Между тем в «Рекламных конструкциях» уверяют, что мэрия вправе расторгнуть договор аренды в одностороннем порядке без всяких компенсаций — с официальным уведомлением за два месяца. «Как только комитет расторгнет соглашение, мы произведём демонтаж. До настоящего момента по непонятным нам причинам муниципалитет отказывается расторгать с нами договор», — сказано в комментарии компании для «Континента Сибирь».

Можно было бы заподозрить коммерсантов в хитром выкручивании рук чиновникам. Очевидно, что затягивание процедуры расторжения ставит под вопрос планы по благоустройству площади, а, следовательно, и сроки установки стелы. Нюанс в том, что мэрия контролирует рынок наружной рекламы. Считанные по пальцам операторы, работающие в этой сфере, зависят от решений муниципалитета и стараются избегать даже намёков на конфликтные ситуации с чиновниками. Представить, что рекламное агентство шантажирует профильный комитет мэрии — практически невероятный сценарий. А вот переложить ответственность на коммерсантов за срыв сроков разрекламированного и подзатянувшегося проекта городского масштаба — приём понятный. В ближайшее время увидим, как мэрия использует его в рамках подготовки к благоустройству площади.

Другие новости