Президентский тренд идёт мимо Кузбасса
Преследование новосибирских бизнесменов за участие в восстановление производства на шахтах Кузбасса вступило в противоречие с политикой руководства страны, рассчитывающего на антикризисные таланты предпринимателей.
Видео давки в одном из магазинов шахтёрского города Полысаево в Кемеровской области на этой неделе стало хитом просмотров в соцсетях. В целом социальная обстановка здесь остаётся более-менее стабильной. Но будут ли дорожить шахтёрским трудом в нынешние, более сложные времена? Менеджеры и предприниматели, возрождавшие производство на шахтах «Заречная» и «Алексиевская» в Полысаево в 2017-2019 годах, стали жертвой преследования кемеровской налоговой, то и дело пытающейся натравить на них местных силовиков. Ценность усилий по восстановлению добычи и рабочих мест поставлены под сомнение.
Российская экономика испытывает беспрецедентное санкционное давление. Несмотря на рост мировых цен на энергоресурсы, традиционные источники доходов России — экспорт угля, газа, нефти — оказались под угрозой эмбарго со стороны ряда стран. Для удержания позиций на внешних рынках, обеспечения доходов бюджета, сохранения рабочих мест стране необходим опыт наиболее талантливых предпринимателей и антикризисных менеджеров в сырьевых отраслях. Об этом в прямую говорит президент. Подчеркивая необходимость дать бизнесменам возможность нести вахту на своих фронтах, Владимир Путин даже допустил возможность отмены уголовного преследования за экономические проступки.
Федеральные власти почти ежедневно принимают меры по облегчению государственного давления на бизнес. Мораторий на налоговые претензии и банкротства — что угодно, лишь бы стимулировать предпринимателей активно работать для национальной экономики. Особенно остро стоят проблемы угольной отрасли из-за высокой социальной значимости и особых рисков производства, требующих максимальной ответственности.
Тренду, обозначенному президентом, противоречит известная ситуация в Кемеровской области, где налоговая затеяла беспрецедентные судебные процессы по взысканию мнимых убытков с физических лиц, считающихся причастными к обанкроченным шахтам «Заречная» и «Алексиевская». Количество ответчиков в арбитражных процессах доходит до 19. Включая 5-летнюю дочь новосибирского бизнесмена Юрия Сазонова.
Судилище вокруг шахт похоже на навязчивую идею представителя кемеровской налоговой Татьяны Евстегнеевой: сотрудница ФНС прилагает массу усилий для осложнения жизни попавших в её прицел. Среди прочего, по настоянию Евстегнеевой суд арестовал имущество и деньги всех ответчиков. Это означает существенное поражение в правах. Хотя ответственность судом не установлена. И компенсация за эти ограничения не предусмотрена. Люди и фирмы не могут вести нормальную деятельность, хотя никто не устанавливал их вину.
Сам по себе предмет спора более чем сомнителен. Налоговая пытается под видом взыскания убытков получить так называемый упущенный доход, доказывая, будто обанкроченные «Заречную» и «Алексиевскую» надо было развивать иначе, тогда и доход казны был бы больше. Поддерживающий требования налоговой новый конкурсный управляющий «Алексиевской» Алексей Антонов в отзыве для суда в конце 2021 года написал: производство надо было законсервировать. Оставив, тем самым, шахтёров без надежды на восстановление рабочих мест.
Можно было бы списать странности спора на личные амбиции Евстегнеевой. Странно лишь, что в судах по «Заречной» и «Алексиевской» всегда совпадают позиции налоговой и адвоката Дмитрия Захарова. Это представитель украинского бизнесмена Виктора Нусенкиса, ранее владевшего шахтами. По итогам деятельности Нусенкиса «Заречная» и «Алексиевская» ушли в банкротство с колоссальными долгами в 70 млрд рублей. Шахтёры остались без работы, Полысаево без налогов. В городе хорошо помнят эти трудные времена. Ситуация изменилась в 2017 году, когда по просьбе бывшего руководства Кемеровской области стараниями новосибирской компании «УглеТранс», ставшей крупнейшим кредитором обанкроченных предприятий в городе Полысаево, «Заречную» и «Алексиевскую» взялись выводить из банкротного простоя, восстанавливать на них производство.
В 2019 году в разгар кризиса на угольном рынке команда, восстанавливающая «Заречную» и «Алексиевскую», осталась без поддержки местных чиновников, нарушивших обещание предоставить новые участки для разработки. Претензии налоговой усугубили проблемы предприятий.
Скандализируя ситуацию вокруг Сазонова, «УглеТранса», других кредиторов и управленцев, работавших с «Заречной» и «Алексиевской», можно замести следы некомпетентной деятельности их предшественников и отвлечь внимание от проблем с другими предприятиями. Из-за сомнительных претензий налоговиков к команде, выводившей полысаевские предприятия из кризиса, среди ответчиков по судебным искам стали, в том числе, известные в масштабе страны профессионалы-угольщики. Их опыт сейчас востребован для решения индустриальных, экономических и логистических проблем, чтобы сохранить занятость и доходы целых регионов. Но по факту предприниматели и менеджеры не могут заниматься ничем, кроме споров с налоговой из-за уже упомянутых претензий и ограничительных мер. Так сомнительная позиция отдельных госслужащих, сформированная в более благоприятных, докризисных условиях, ставит под вопрос возможности решения актуальных задач отраслевого масштаба. Если не исправить ситуацию оперативно, последствия могут быть фатальными.