Чиновников недозакатали в асфальт
Дела о коррупции в дорожной отрасли региона скоро пойдут в суд. Замминистра транспорта Сергей Ставицкий и начальник ТУАД Михаил Чуманов отпущены из-под стражи. Громкие анонсы шокирующих разоблачений не нашли подтверждения в новых делах.
Всего год понадобился следствию, чтобы довести коррупционную историю в дорожной отрасли Новосибирской области от арестов до завершения расследования. Это немного, особенно если учесть пандемийную заторможенность системы. В последних числах февраля основные фигуранты вышли из-под стражи. Руководитель Территориального управления автодорог Михаил Чуманов был отпущен из СИЗО под запрет совершения определённых действий. Заместителя министра транспорта и дорожного комплекса Сергея Ставицкого отправили под домашний арест. Хотя следствие настаивало на продлении жёсткой меры пресечения, суд не увидел в этом целесообразности: расследование завершено, свидетельские показания зафиксированы, доказательства собраны, позиция обвинения уточнена — и не в первый раз в этой истории.
Чуманов был арестован в начале 2021 года, Ставицкого взяли двумя месяцами позже. Замминистра стал главной «звездой» громкого дела. Источники в правоохранительных органах намекали, что расследование коррупции в дорожной отрасли приведёт выше. В Новосибирск даже приехал известный телеизобличитель преступных сообществ Эдуард Петров: в мае на всю страну «Россия» показал его фильм «Закатать в асфальт» о проблемах новосибирских дорог на фоне взяточничества местных чиновников.
Ставицкого обвиняли в вымогательстве у Чуманова взяток за общее покровительство и содействие выделению дополнительных ассигнований на дорожную отрасль. При этом основной эпизод касался автомобиля, которым пользовался замминистра: его личный джип был выкуплен, а затем представлен в пользование на условиях льготной аренды. Выглядит, как не самое устрашающее проявление коррупции. Летом обвинение скорректировало позицию — вместо взяточничества Ставицкому вменили растрату с использованием служебного положения в особо крупном размере. Общественная опасность такого деяния поменьше, чем у взятки, но замминистра остался под стражей. Теперь же, как выяснилось, его обвиняют в мошенничестве. С точки зрения возможного наказания это тоже довольно жёсткая статья. Но в контексте госслужбы звучит опять же не так, как коррупция.
Интересно, что новая мера пресечения для Чуманова выбрана мягче, чем для Ставицкого, хотя в деле есть безусловные доказательства взяток в пользу начальника ТУАД. Исчерпывающие показания на этот счёт дал предприниматель Самир Асадуллаев, бывший совладелец компании «Бастион». Он был арестован вместе с Чумановым, позже пошёл на сделку со следствием. Дело в отношении предпринимателя было выделено в отдельное производство и рассмотрено в особом порядке без исследования доказательств. В декабре 2021 года, Асадуллаева осудили на 2 года 8 месяцев заключения в колонии, а в январе 2022-го «Бастион» был оштрафован на 20 млн за дачу взятки Чуманову в размере 1 млн. Сделка с правосудием оказалась не из дешёвых.
Освобождение начальника ТУАД из СИЗО под довольно мягкую меру пресечения может показаться признаком его сотрудничества со следствием в части показаний против Ставицкого, но совершенно необязательно, что это так. Дело, обещавшее большой резонанс, оказалось будничным. Оно не привело ни к изменению правил игры в дорожной отрасли, ни к массовым отставкам чиновников, ни к коррупционным разоблачениям на более высоком уровне. Да и количество эпизодов в деле за год не разрослось. Может, во время судебного процесса по ТВ снова покажут «Закатать в асфальт» для эмоционального сгущения красок, но на судьбоносное изобличение махровых коррупционеров сюжет не потянул.