«Богатырь» примерился к добыче
Компания «Коулстар» получила господдержку в реализации крупнейшего на ближайшие годы инвестпроекта на территории Новосибирской области. В разработку угольного разреза «Богатырь» компания планирует вложить 56 млрд рублей. «Сибантрациту» может стать тесней.
Никогда Новосибирскую область не относили к сырьевым регионам, но в ближайшие годы интересы угледобытчиков могут стать системообразующими для местной экономики. «Сибирский антрацит», проданный в прошлом году наследниками Дмитрия Босова владельцу компании «А-Проперти» Альберту Авдоляну, остаётся крупнейшим работодателем, налогоплательщиком и социальным партнёром региона. В ближайшее время по соседству, в том же Искитимском районе, начнёт бурное развитие конкурент — ООО «Разрез Богатырь» компании «Коулстар», более чем на 75% принадлежащей Эдуарду Худайнатову, бывшему топ-менеджеру ОАО «Роснефть». В 2019 году некоторые московские деловые издания писали, будто в поисках активов для поглощения «Коулстар» присматривался к «Сибантрациту». На деле вышло иначе. Компания Худайнатова выиграла в 2021 году тендер на разработку разреза «Богатырь» в Горловском угольном бассейне Колыванского месторождения. Там же, где ведут добычу предприятия группы «Сибантрацит».
Антрацита здесь хватит на всех — запасы оцениваются в миллиарды тонн. Другое дело, что не все были рады планам по наращиванию извлечения. Жители населённых пунктов Искитимского и Черепановского районов жаловались на угольную пыль. В декабре 2020 года губернатор Андрей Травников критически отзывался о планах по разработке «Богатыря». «Ещё три года назад, когда мы с нашими угольщиками обсуждали планы их развития, увеличения объёмов добычи, мы определили ту самую планку объёмов производства, на которую целесообразно выйти, – 20 млн тонн в год, и эта планка ещё не выбрана», — говорил тогда глава региона. Новые участки целесообразно вводить по выработке существующих. «Тех карьеров, что сейчас работают, хватит, по нашим оценкам, лет на 20. А если принять во внимание сложности, связанные с транспортировкой – лет на 30-50», — комментировал Травников подчеркивая, что областные власти против лицензирования и разработки «Богатыря», в том числе, из-за экологических соображений.
Тогда ещё не было известно, кому достанется лицензия на «Богатырь». С тех пор, как проявились интересы ставленника Сечина, областные политики стали гораздо осторожней комментировать тему. На этой неделе областные власти официально поддержали перспективу разработки «Богатыря». Соответствующий инвестпроект на 56 млрд рублей получил одобрение инвестиционного совета Новосибирской области. «С инициаторами инвестпроекта в течение полутора лет обсуждались его параметры. Найдены компромиссные решения и в отношении границ участков, предполагаемых к освоению, и по последовательности разведки и разработки, а также в логистических и экологических вопросах», — прокомментировал Травников.
Под компромиссами подразумевается, прежде всего, декларируемый отказ от вывоза добытого антрацита автотранспортом. Это должно свести к минимуму пыление и ущерб для районных автодорог. Инвестор обязуется построить обогатительную фабрику и железнодорожную станцию непосредственно возле карьера, чтобы оптимизировать логистику без ущерба для экологии окружающих населённых пунктов. Кроме того, заявлено использование передовых технологий пылеподавления при хранении и пересыпке антрацита.
Срок окупаемости проекта 10 лет. За это время бюджет области должен получить налогов на 15,6 млрд. Правительство поддержит инициативу «Коулстара» предоставлением участков в аренду, содействием в получении инфраструктурных и логистических техусловий. Предприятие создаст более 2000 рабочих мест для жителей области — привлечение местной рабочей силы было одним из условий властей.
Инвестпроект «Коулстара» стартует в беспрецедентно сложное время. Российским угледобытчикам грозит эмбарго со стороны ряда стран. Транспортировка угля в восточном направлении стала проблематичной ещё до последствий спецоперации на Украине. Новосибирские компании добывают антрацит, который пользуется приоритетом в очереди на транспртировку по сравнению с другими углями. Но можно уверенно прогнозировать, что в новых условиях, учитывая трудности импортозамещения на железной дороге, проблем с транспортировкой станет больше прежнего. Пока «Богатырь» и «Сибантрацит» соседствуют мирно. Последний не пытался конкурировать с «Коулстаром» за возможность разработки соседнего участка. Как компании будут уживаться в случае необходимости бороться за транспортные квоты — вопрос открытый.