Зачем депутаты напомнили губернатору о концессиях

Заксобрание намерено обратиться в прокуратуру насчёт проверки областных ГЧП-проектов по строительству поликлиник. Несмотря на единогласное утверждение отчёта губернатора, депутаты намерены прояснить острые вопросы по концессиям.

Отчёт главы региона перед областным парламентом о деятельности в ушедшем году — мероприятие ритуальное, позволяющее судить о духе взаимодействия двух ветвей власти. Состоявшийся на сессии 3 февраля отчёт Андрея Травникова перед Законодательным собранием в главных чертах уложился в стандартный сценарий — депутаты спросили, о чём хотели, порой превращая вопросы в выступления, а губернатор в итоге покинул трибуну со 100-процентной поддержкой присутствовавших. Но эхо отчёта в этот раз вышло за границы привычных церемониальных рамок. Вместо того чтобы перелистнуть прошлогодние страницы, депутаты настроены продолжить разбирательства по концессиям и ГЧП-проектам, давно беспокоящим заксобрание. В том числе, с привлечением прокуратуры и Федеральной антимонопольной службы.

Начиная с концессии на строительство Центрального моста (стоимость которой, как известно, стараниями депутатов снизилась на 44 млрд рублей), нет более сложных тем в диалоге заксобрания и правительства, чем особые контракты с частными инвесторами под бюджетные гарантии. Депутаты недвусмысленно называют эти гарантии «фактически бюджетными инвестициями». В 2021 году вопросы по концессиям и ГЧП проходили красной линией в областной политической повестке. Обострение проблемы достигло пика при обсуждении так называемой «школьной» концессии: заксобрание отказалось согласовывать контракт в предложенной правительством редакции, и доработка параметров потребовала личного вмешательства губернатора.

Пока депутаты бодались с министрами по условиям финансирования и эксплуатации новых школ, правительство без согласования с заксобранием подписало ГЧП-соглашение о строительстве нового инфекционного госпиталя. Это не нарушило напрямую областной закон об управлении госсобственностью, но вызвало заметное раздражение руководства ЗС и встревожило депутатский корпус. Кульминацией обсуждения этих вопросов стало принятие закона об областном инвестиционном фонде, ограничившем годовые расходы правительства на обслуживание концессии и ГЧП суммой, эквивалентной 2,5% от собственных доходов региона (за вычетом Центрального моста, соглашение по которому идёт через Дорожный фонд).

На отчёте губернатора среди прочих вопросов, концессиям и ГЧП-проектам было уделено достаточное внимание, поначалу показавшееся дежурным упоминанием привычных, много раз поднимавшихся, проблемных тем. Но анализ развития событий ставит новые вопросы. Что это было — очередное заострение депутатами формулировок для самоутверждения на парадном мероприятии, спланированная акция с заранее расписанными ролями или предвестие политического обострения нерешённых проблем?

Александр Козлов из фракции КПРФ задал вопрос о сроке ввода семи поликлиник в Новосибирске, которые изначально по соглашению с частным инвестором предполагалось достроить до 1 января 2022 года. По словам губернатора, сроки сдвинулись, в том числе, из-за увеличения техзадания и затянувшемся согласовании сметы в госэкспертизе. Три поликлиники будут достроены к концу 2022 года, четыре — в 2023-м. Ничего нового в этом диалоге не прозвучало, но выступление Козлова ещё раз напомнило о нереализованном в срок проекте, смета которого из-за трёхлетнего простоя выросла с 8 до 15 млрд, а объём возмещения средств из бюджета уже преодолел планку 20 млрд, и это, может, ещё не предел.

Вадим Агеенко от КПРФ развил тему концессий, поинтересовавшись, нет ли признаков сговора или коррупционных рисков в согласованиях между министерствами и компаниями-инициаторами до объявления конкурсов по проектам. В качестве примера депутат привёл вторую очередь «школьной концессии», которую правительство обсуждает с представителями группы компаний «Просвещение». Также депутат обратил внимание, что формально инициатива исходит от юрлица с символическим уставным капиталом. «Там три школы с объёмом частных инвестиций 1,6 миллиарда, уже подана частная инициатива от ООО «Пятая концессионная компания «Просвещение». Как может микропредприятие инвестировать 1,6 миллиарда в эти три школы?» — спросил депутат. Травников напомнил про различия между федеральными законами 44 и 115, регулирующими разные подходы к госконтрактам: 115-й поощряет частную инициативу концессионеров, и, в любом случае, предусматривает конкурсные процедуры. Развеять сомнения по конкретным поводам губернатор предложил путём обращения в ФАС.

Независимый депутат Вячеслав Илюхин обратил внимание на проблему долгов московских генподрядчиков по крупным объектам перед новосибирскими компаниями и спросил о возможностях помочь местным предпринимателям с получением крупных контрактов. Травников констатировал, что по крупным концессиям и ГЧП-проектам от местных игроков до сих пор не было ни одной заявки. В то же время на субподрядах по ведению и снабжению всех крупных строек подавляющее большинство контрактов достаётся новосибирскому бизнесу.

Депутат Алексей Андреев от ЕР выразил сомнение в обоснованности роста затрат по проектам строительства поликлиник в Новосибирске, особо выделив ситуацию с поликлиникой на ОбьГЭС. Губернатор предложил развеять сомнения в качестве экспертизы, обратившись в компетентные органы. Андреев попросил отразить в протоколе сессии поручение обратиться в прокуратуру.

Яков Новосёлов из КПРФ раскритиковал концессионную модель, ведущую, по мнению депутата, к превращению бюджета развития в «бюджет раздачи долгов» и, в такой перспективе, к утрате управляемости в регионе и к возможности рассмотрения в заксобрании вопроса о доверии губернатору. Оставив последний тезис без комментариев, Травников в ответ ещё раз напомнил, что концессионную тему подробно и всесторонне обсуждали осенью 2021 года, в результате чего приняли закон, ограничивающий расходы бюджета на ГЧП-проекты. Но, как видим, закон проблему снял не полностью. Зампред бюджетного комитета Ирина Диденко (ЕР) отметила, что только личное участие губернатора помогло сдвинуть с мёртвой точки вопросы по «школьной концессии», остававшиеся без решения в прямом диалоге депутатов с ответственными министерствами. Как этот диалог пойдёт дальше — так и сложится качество взаимодействия законодательной власти с исполнительной: вслух этот тезис не прозвучал, но намёк был ясен. Особенно когда Диденко уточнила, что к 2024 году, когда предстоят президентские выборы, вопросы долгов по концессиям могут перерасти из социально-экономических в политические.

На той же сессии 3 февраля после отчёта губернатора депутаты обсуждали перечень концессионных проектов, намеченных правительством к утверждению в 2022 году, и вновь не обошлось без жёсткой дискуссии о подходах экономического блока правительства. «Ещё при принятии стратегии развития региона, принятой в начале 19 года, я просил правительство не увлекаться макропоказателями и мегацифрами. Просил не забывать, что за каждой из цифр интересен в первую очередь результат. Есть изменения в жизни конкретного села, конкретного жителя – хорошие цифры. Нету – туфта. Но правительство продолжает усыплять себя и нас этими цифрами. Не получится!», — заявил в комментарии для ЦДЖ председатель ЗС Андрей Шимкив. В то же время именно спикер заксобрания призвал коллег поддержать отчёт губернатора, назвав все прозвучавшие проблемы «общими», и депутаты откликнулись единогласно. Мог ли Шимкив срежиссировать происходившее на сессии, показывая умение обеспечивать консолидированное голосование при любых раскладах?

Если бы речь шла не про отчёт губернатора, а про отчёт правительства, единогласной поддержки, скорее всего, не было бы. Поэтому исход рассмотрения вопроса на сессии поставил не точку, а двоеточие: обсуждение обозначенных проблем продолжится в других форматах, публичных и непубличных. Официально все прозвучавшие вопросы и предложения бюджетный комитет заксобрания должен систематизировать и направить в правительство. В аппарате ЗС сообщили, что инициатива обратиться в прокуратуру насчёт смет по поликлиникам получила официальный статус, и обсуждается обращение в ФАС по поводу легитимности предконкурсных переговоров министерств с частными компаниями. Так что продолжение следует.

Другие новости