«Обувь России» заострила проблемы постковидной экономики
Одна из наиболее динамичных новосибирских компаний борется с кризисом — на фоне дефолта по облигациям группа «Обувь России» пересматривает стратегию. Это один из значимых примеров происходящего в реальной экономике, определяющей доходы региона.
Новости геополитики вытесняют экономику из актуальной повестки, в том числе и на региональном уровне. Между тем, кто-то должен оплачивать происходящее. У властей на бизнес в этом плане большие надежды, основанные на опыте прошлых политических и финансовых кризисов. Для Новосибирской области последнее время считалось неплохим периодом. Власти региона бодро рапортовали, что по итогам 2021 года удалось вернуться к темпам, наблюдавшимся до пандемии. Оптимизма добавляли новости о приходе в регион крупных инвестиционных проектов, в перспективе нескольких лет добавить рабочих мест и обеспечить прирост налоговых доходов.
Однако для роста нужна стабильная база. Если состоявшиеся компании «из прошлого» уходят с рынка, новые игроки, в лучшем случае, способны лишь компенсировать потери для экономики. В этом свете властям целесообразно повнимательней присмотреться к происходящему в реальном секторе, пережившем пандемийный период вовсе не так оптимистично, как говорится в министерских пресс-релизах.
Очень важный пример в этой связи — ситуация в OR Group, ранее известной как группа «Обувь России». Контролирующим и управляющим акционером предприятия является Антон Титов. В деловых и политических кругах Новосибирска многие ещё помнят его отца Михаила Титова, основавшего компанию «Вестфалика», с середины 90-х торгующую обувью, в том числе — собственного производства. У Титова-старшего были политические амбиции. В начале нулевых он спонсировал оппозицию и впоследствии она его предала. В 2003 году Михаил Титов бросил на губернаторских выборах вызов действующему главе региона Виктору Толоконскому, рассчитывая на поддержку КПРФ. Однако в разгар кампании коммунисты отреклись от своего спонсора и разорвали голоса оппозиции, выставив другого — непроходного — кандидата.
В отличие от отца, Титов-младший никогда не проявлял интереса к политике, сосредоточившись на борьбе за экономические симпатии населения. Менее чем за 20 лет он построил одну из крупнейших обувных сетей России, параллельно развивая и производство, и розницу. «Обувь России» использовала все тренды ритейла и маркетинга. Титов первым запустил продажу обуви в кредит и постепенно пришёл к созданию собственной финансово-кредитной организации — МКК «Арифметика».
Власти Новосибирской области возлагали на «Обувь России» большие надежды. Компания обещала дать основу для международного обувного кластера в Линёво, построив там две фабрики. Долгое время на ОР смотрели как на базового резидента линёвской Территории опережающего социально-экономического развития. Несколько лет тянулись переговоры, и в практическую фазу проект так и не вошёл. Весной 2021 года официально объявила об отказе от планов по строительству предприятий в Линёво. Вместо этого в компании решили сосредоточиться на восстановлении докризисных финансовых показателей.
Бурная экспансия требовала новых и новых финансовых вливаний. Прогрессивный менеджмент ОР использовал все возможности, включая облигационные займы и размещение акций на бирже. Выход на рынок публичных заимствований это не только возможность подешевле привлечь средства на развитие, но и немалые риски: если дела начинают идти не по плану, это моментально становится достоянием широкой общественности с соответствующими репутационными проблемами. Дефолт по одному из выпусков облигаций на 600 млн рублей вызвал такой резонанс, будто группа уже объявила о банкротстве. Хотя в действительности у того выпуска облигаций, по сути, один покупатель — 99% ценных бумаг выкупил «Промсвязьбанк», так что можно было бы считать эмиссию привлечённым банковским кредитом. Надо сказать, это довольно распространённая практика для компаний, неуверенных в том, что их облигации вызовут ажиотаж на рынке. ОР вела переговоры с «Промсвязьбанком» об изменении условий расчёта и в процессе пропустила выплату по купону.
В целом выручка группы до пандемии превышала 13 млрд рублей. Сумма в 600 млн выглядит незначительной в годовом масштабе, но в конкретном моменте она стала той соломинкой, из-за которой захрустел хребет верблюда.
Примерно 10 лет назад в похожей ситуации оказалась новосибирская компания «Топ-книга». Одна из крупнейших сетей по торговле книгами ушла в небытие после того, как на некоторое время стала главным поставщиком скандальных новостей для деловых СМИ. Поскольку «Топ-книга» работала на рынке публичных заимствований, все проблемы моментально становились достоянием прессы. И многие проблемы преподносились в несколько больших масштабах по сравнению с фактическими. Не берёмся утверждать, что «Топ-книга» сохранила бы бизнес хоть в каком-то виде, избежав этих рисков публичности. Но можно сказать однозначно: публичность всегда преумножает риски для бизнеса, столкнувшимся с проблемами.
В этом особая важность кейса ОР. Финансовая нестабильность группы объясняется последствиями пандемии. За время локдаунов покупательский поток снизился, люди стали больше покупать онлайн. «Обувь России» попыталась использовать тренд, создав собственный маркетплейс, но он существенно проигрывает международным гигантам. За год группа закрыла около 10% своих магазинов, оставшиеся нужно переделывать под новые требования рынка, что опять же требует денег. А тут очень некстати дефолт, и, как следствие, падение курса акций, снижение доверия и интереса со стороны потенциальных инвесторов и потенциальных кредиторов.
OR Group — публичная большая компания. Сколько других региональных компаний в производственной и торговой сферах переживают постпандемийные финансовые трудности, не вынося это на публику? Понимание реального масштаба проблем должно помогать экономическому блоку областного правительства готовить меры стабилизации. Есть большие сомнения в том, что этот вопрос по-настоящему глубоко прорабатывается. А значит, есть и риск, что предпосылки восстановления темпов развития обернутся более глубокой просадкой, усугублённой геополитическим фактором.