Иск о нарушениях на «Востоке» ушёл на новое рассмотрение
Владельцы ТЦ «Восток» добились отмены судебного решения о приостановке работы торговых корпусов, которые, впрочем, никто так и не смог закрыть. Однако назвать безоблачными перспективы проекта нельзя из-за перспектив «прокурорского дела».
Почти 4 месяца «Восток» продолжал работать, несмотря на вердикт в законной силе, предписывающий закрыть 1 и 2 корпуса до устранения нарушений пожарной безопасности. Сюжет получился незаурядный, прямо в рубрику «Это чисто Новосиб», поскольку в другом регионе такое вряд ли было бы возможно. И предыстория под стать. Проверка МЧС, из-за которой поднялся сыр бор, завершилась на «Востоке» в марте 2018 года. Выявили 91 нарушение разнообразных требований пожарной безопасности. Материалы проверки стали основой для подачи иска прокурора Дзержинского района о приостановке деятельности торгового комплекса до устранения нарушений. Дело слушалось в Дзержинском суде, как и все процессы по вопросам «Востока» в первой инстанции. По устоявшейся именно в этом суде традиции, исход сложился в пользу ТЦ. В приостановке работы комплекса было отказано.
Прокуратура обжаловала решение в областном суде, и вердикт апелляционной инстанции 29 октября 2021 года о закрытии корпусов 1 и 2 до устранения нарушений должен был изменить расклад. Но этого не случилось. И стоит ли удивляться, учитывая, сколько уже тянулась к тому моменту эта история? Уточним, что МЧС, как уполномоченная госструктура, определило, что торговый центр опасен для людей. И было это вскоре после трагедии в «Зимней вишне». Но лишь 3,5 года спустя после множества перипетий суд решил приостановить деятельность двух корпусов ТЦ до устранения нарушений. Ничего не кажется странным?
Уже и не знаешь в этом контексте, удивляться ли, что судебные приставы поехали на «Восток» добиваться исполнения вердикта лишь в начале февраля. По неофициальной информации — после вмешательства службы собственной безопасности ФССП из Москвы. Но, в любом случае, безуспешно. Дважды навестив ТЦ и наклеив аншлаги о приостановке работы, приставы не препятствовали её последующему возобновлению.
Фактически «Восток» не допустил ни одного дня простоя из-за судебного спора с прокуратурой. Которая тоже проявила вялую позицию по вопросу заботы о людях в контексте сомнений насчёт фактической пожарной безопасности в ТЦ, одном из крупнейших в регионе. Арендаторов и покупателей несколько сбивали с толку визиты приставов и сопутствующие публикации в СМИ. Теперь администрация «Востока» готова компенсировать неудобства, предоставив коммерсантам временную скидку на аренду, потому что считается, будто в истории поставлена точка.
8-й кассационный суд общей юрисдикции в Кемерово 18 февраля отменил апелляционное определение, предписывающее закрыть торговые корпуса, и отправил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию. То есть, в Дзержинский районный суд, практически родной для юристов компании «Сателит», контролирующей «Восток». Наверное, в процессе должна проявиться какая-то актуализация требований прокуратуры. Ведь с момента проверки МЧС уже скоро 4 года пройдёт. Может, пора провести новую? Тем более, раз администрация «Востока» утверждает, что все выявленные нарушения уже устранены. И даже подкрепляет эти слова некими экспертизами.
Развитие событий зависит от того, с чем и как прокуратура заново пойдёт в суд. Очень своевременно в середине февраля арестовали бывшего прокурора области Владимира Фалилеева и его заместителя Андрея Турбина за получение взяток. И неслучайно источник в правоохранительных кругах сообщил разным СМИ, будто дело связано с «Востоком». Представители ТЦ оперативно опровергли эти сведения, пригрозив прессе судебными исками. Но дело против Фалилеева выросло из предыдущего «прокурорского» дела, по которому в числе обвиняемых оказался Дмитрий Куклин, партнёр Дмитрия Башмакова, совладельца «Востока». Поэтому надо просто подождать, и страницы в деле Фалилеева прояснятся. А заодно увидим, какое влияние вбросы про коррупционные связи «Востока» с бывшим руководством прокуратуры окажут на руководство нынешнее, которому предстоит определить линию дальнейшего поведения в отношениях с торговым центром — реальным наследником легендарной Гусинобродской барахолки.