«Грузовая деревня» вырастет рядом с городом
Перед началом строительства транспортно-логистического центра «Сибирский» инвесторы решили масштабировать проект втрое. В ПЛП Толмачёво появится крупнейший в Сибири логистический центр ценой в 15 млрд рублей.
Компания «Новосибирский транспортный терминал» решила строить в Промышленно-логистическом парке Толмачёво одну из редких пока в России «грузовых деревень». Именно на этот формат ориентируются инвесторы. «Грузовые деревни» – это логистическо-складские центры с соответствующей интермодальной инфраструктурой: железнодорожной веткой, грузовым аэропортом поблизости, внутренним водным портом при возможности, комплексами складских зданий, гостиничной инфраструктурой. Развитая инфраструктура позволяет не только принимать и хранить, но сортировать, обрабатывать и перенаправлять грузы в любом направлении разными видами транспорта.
Крупнейшие «грузовые деревни» мира занимают площади до нескольких тысяч га. Пионер формата в России — компания Freight Village Ru — создала первую грузовую деревню федерального формата «Фрейт Вилладж Ворсино» площадью 570 га на границе Калужской и Московской областей. Проект основан на частно-государственном партнёрстве с участием правительства Калужской области и Ассоциацией «грузовых деревень» Германии. Есть шанс, что проект компании НТТ даст стране вторую «грузовую деревню»: её строительство должно начаться в мае.
Впрочем, практическая реализация проекта должна была стартовать раньше. На Петербургском международном экономическом форуме в 2019 году губернатор Андрей Травников, гендиректор областного Агентства инвестиционного развития Александр Зырянов, гендиректор ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозёров и гендиректор ООО «Новосибирский транспортный терминал» Игорь Низовских подписали соглашение о намерениях построить объект в рамках федерального проекта «Транспортно-логистические центры».
Проект является частью утверждённого правительством комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период 2018-2024 годов. На подписании соглашения присутствовал сенатор Александр Бабаков — председатель временной комиссии Совета Федерации по парламентскому контролю за реализацией мероприятий плана. В России появляется опорная сеть транспортно-логистических центров на ключевых направлениях транзитных, экспортно-импортных и внутренних перевозок. ТЛЦ представляют собой мультимодальные технологические комплексы, включающие терминалы разных профилей и полный объём инфраструктуры для обслуживания грузопотоков с акцентом на самые современные логистические решения.
Компания «Новосибирский транспортный терминал» была создана как инвестор и оператор проекта. Ключевой акционер НТТ Александр Кахидзе — известный предприниматель, участвовавший в ряде логистических проектов федерального масштаба.
Стоимость проекта изначально была оценена в 5 млрд рублей. Планируемая мощность объекта — 300 тысяч контейнеров в год. Первую очередь терминала рассчитывали ввести в 2021 году, но коррективы внесла пандемия. Задержка строительства дала инвесторам возможность переоценить перспективы проекта. Решено увеличить вложения втрое. Мощность терминала достигнет 600 тысяч контейнеров в год, спектр услуг существенно расширится. Площадь участка под «грузовую деревню» определена в размере 300 га. Проект уже лишь частично будет расположен в границах ПЛП — «на вырост» инвесторы купили прилегающие земли Коченевского района. Впервые в Сибири логистический терминал сможет обслуживать полноразмерные контейнерные поезда. Это более чем кстати с учётом усилий АИР по завлечению в Новосибирскую область маркетплейсов и иных торговых операторов с большим товарным оборотом.
«Реализация проекта позволит оптимизировать цепочки поставок для компаний электронной и оффлайн-торговли, транспортных компаний и производителей, а также снизит нагрузку на федеральные автотрассы и дорожную сеть Новосибирска, — комментирует гендиректор АИР Александр Зырянов. — НТТ планирует в значительной степени переориентировать сложившиеся грузопотоки. В настоящее время многие грузы из стран Азии поставляются на терминалы, расположенные в европейской части страны, и затем, проходя обработку там, возвращаются в Сибирь. Основной акцент планируется сделать на работу с Китаем».
На территории «грузовой деревни» будут организованы пункты таможенного, ветеринарного и фитосанитарного контроля. Первая очередь мощностью 300 тысяч контейнеров в год должна быть запущена в 2023 году, вторая в 2025. К тому времени вокруг Новосибирска появится ещё несколько заметных логистических объектов, но терминал «Сибирский» обещает стать крупнейшим.