В Заельцовском парке продлили сезон неопределённости

Минприроды не удалось в 2022 году создать особо охраняемую природную территорию в Заельцовском бору. Под вопросом и 2023-й, поскольку чиновники отрицают наличие противоречий с резидентами будущей ООПТ, неясна и позиция прокуратуры.

22 декабря в пресс-центре ТАСС замминистра природных ресурсов и экологии Новосибирской области Юрий Марченко рассказал журналистам о ситуации с особо охраняемыми территориями в границах региона. Исполнилось два года как эта тема приобрела особое политическое звучание. В декабре 2020-го из-за позиции областных депутатов мэр Анатолий Локоть отозвал из горсовета уже согласованный проект генплана Новосибирска. Следом заксобрание внесло принципиальные правки в областной закон об ООПТ, и тогда градоначальник повторно внёс генплан с коррективами в части территорий Заельцовского бора (как впоследствии установил суд — с нарушением процедуры).

Сыр-бор разгорелся из-за декларировавшегося стремления политиков ограничить вырубку Заельцовского бора под жилую застройку. Правильная и понятная идея обернулась административным кошмаром для тысяч предпринимателей и домовладельцев, живущих и ведущих бизнес в границах, приписанных к будущей ООПТ. Им, по сути, запретили распоряжаться своей собственностью. Областная власть установила переходный период, во время которого взялась определить функциональные зоны с разными ограничениями. Но время неопределённости затянулось. А на территориях, внесённых в границы предполагаемой ООПТ, много участков, где десятилетиями велась хозяйственная деятельность, или же они были застроены ещё в советские годы. Леса на этих участках нет, и восстановить там зелёный массив крайне сложно и дорого, но никто такой задачи и не ставит. Но и использовать участок под реновацию с существующими ограничениями тоже не получится.

На пресс-конференции Марченко назвал главным событием года в сфере ООПТ создание природного парка в Караканском бору. По словам замминистра, на формирование особо охраняемой природной территории здесь потребовалось 25 лет. И сопутствующие процессы до сих пор не завершены. Продолжаются работы по созданию непосредственно охраняемой зоны, но, по крайней мере, функциональное зонирование уже состоялось. Отвечая на вопросы журналистов, Марченко возвращался к теме Караканской ООПТ— к примеру, насколько много времени может потребовать создание охраняемой территории. А вопросы у прессы, в основном, были связаны с другой ООПТ — с Заельцовским лесным парком.

По словам Марченко, постановление о создании Заельцовской ООПТ практически готово и проходит согласования с перспективой принятия в первом квартале 2023 года. Чиновник заявил, что многие вопросы, вызывавшие споры (в том числе, в судах), уже сняты. При этом замминистра отметил большое количество вопросов, требующих согласования интересов при создании ООПТ — этим якобы и объясняется длительность процесса. Да и два года, по словам спикера, не срок — природные памятники областного уровня оформляют по 4-5 лет. А в Каракане вообще четверть века работали.

В начале сентября примерно то же самое депутатам заксобрания докладывал и.о. главы Минприроды Виталий Шрейтер. И про согласования, и про первый квартал 2023-го. Ничего не изменилось и с «обратной стороны провода»: предприниматели и общественники, выступавшие против необоснованных ограничений при создании ООПТ, как и прежде, жалуются на отсутствие диалога с чиновниками. Им пришлось добиваться отмены поспешно наложенных ограничений через суд, который частично встал на их сторону. По закону они вроде как не являются обязательной стороной согласовательных процессов. В отличие, например, от Министерства обороны России, где воспротивились попытке областных властей распространить ограничения ООПТ на заельцовские участки, принадлежащие военным. Тем не менее, именно сопротивление тех, кто считает себя ущемленными в правах, уже два года скандализирует ситуацию вокруг Заельцовской ООПТ и привлекает к проблеме внимание федеральных структур.

Напомним, что в 2021 году общественники собрали подписи 1000 жителей участков в Заельцовском бору, выступивших против включения в ООПТ территорий, уже подвергнутых антропогенному воздействию. Генеральный прокурор Игорь Краснов во время прошлогоднего визита в Новосибирск общался с предпринимателями, пострадавшими от ограничений. Прокуратура обжаловала в суде поправки к закону об ООПТ, но, вместе с тем, воздерживалась от решительных действий, что давало властям возможности провести рекогносцировку после проигрышей в судах и фактически сохранять статус оспариваемых запретов и ограничений. Недавно назначенный областной прокурор Александр Бучман пока ещё не обозначил свою позицию относительно заельцовской проблемы, но в генпрокуратуре собирались судиться до полной отмены поправок.

Параллельно предприниматели добивались в судах отмены решений, заложенных в изменённом генплане Новосибирска, но и в этой части споры будут идти до тех пор, пока не удастся определить общее с чиновниками понимание перспектив по участкам, безвозвратно подвергнутым антропогенному воздействию. По словам Марченко, в Минприроды понимают, что территории для ведения хозяйственной деятельности в Заельцовском парке объективно существуют, и для них предусмотрено специальное зонирование. Но карта зон и перечень предполагаемых ограничений для каждой будут опубликованы, по-видимому, не раньше, чем чиновники досогласуют-таки и утвердят постановление о создании ООПТ. Таким образом, заранее формируется основа для будущих новых споров — вслед за поправками к закону в судах начнут оспаривать законность постановления. И таких споров может оказаться много.

На всякий случай напомним и про экономическую подоплёку. В Заельцовском лесничестве, представляющем собой собственно лесной массив, те самые «зелёные лёгкие», которые два года назад бросились оберегать власти, имеют площадь чуть больше 3500 га с конкретно очерченными границами. Границы предполагаемой Заельцовской ООПТ пытаются растянуть почти до 6000 га, захватывая участки, на которых ведётся хозяйственная деятельность. Сейчас непонятно, какая именно версия будущей ООПТ согласовывается в разных инстанциях, сколько хозяйствующих объектов в неё включено и какие их ждут ограничения.

Из экономического оборота, таким образом, может быть выведено 2000 га. За счёт разных ограничений этими землями можно будет манипулировать. Стоимость сотки земли в районе Заельцовского бора достигает 1 млн рублей. Потенциально речь идёт о непрозрачной схеме, способной принести (или увести) миллиарды рублей, а также привести к переделу каких-то активов. Куш стоит того, чтобы подождать, пока растянутое на годы создание ООПТ не усыпит окончательно внимание общественности и надзорных органов.

Другие новости