Мэрии напомнили о криминальных рисках в наружной рекламе

В новых уголовных делах против бывшего председателя комитета по рекламе мэрии как будто читается прозрачный намёк чиновникам — не злоупотреблять полномочиями во время парламентской кампании, даже если будет силён соблазн подыграть КПРФ.

Дмитрий Лобыня входит в число коммунистов, получивших должности в мэрии благодаря «красному» градоначальнику Анатолию Локотю. Пост главы комитета по рекламе и информации — стратегический для пропаганды. Этому комитету подчиняется и МКУ «Городской центр наружной рекламы». Муниципалитет определяет правила на рынке «наружки», регулярно их корректируя. Важный ресурс мэрии — возможность истребовать у рекламных агентств носители для размещения так называемой «социальной» рекламы.

«Социальность» рекламы небесспорна. Одно дело, когда мэрия через «наружку» оповещает новосибирцев о 9 мая или Дне города. Другое, когда по всему городу появляются билборды с цитатами из годового отчёта Локтя. Немало было подозрений об использовании «социальной» квоты для рекламы КПРФ. И даже без этого у мэрии есть рычаги для действий против конкурентов через «наружку». Можно изъять под социалку выгодные носители, где только разместил рекламу соперник. А для воспитания операторов рынка можно посрезать те или иные билборды под знаменем борьбы за очистку улиц от излишков рекламы навстречу молодёжному чемпионату мира по хоккею 2023 года.

Скорее всего, Лобыня, получивший пост в 2017-м, ещё в прошлом году почувствовал, что пора уходить. Он участвовал в выборах в горсовет по округу №40. В случае победы коммунисту пришлось бы расстаться с муниципальной должностью, но депутатский статус позволил бы сохраниться в обойме власти. Кампанию Лобыня проиграл кандидату «Коалиции Новосибирск-2020» Хельге Пироговой. Не прошло и двух недель после выборов, как чиновник оказался в СИЗО по обвинению в получении взятки. По версии следствия, Лобыня согласовал рекламному агентству размещение нестандартной конструкции, за что коммерсанты перевели подконтрольному чиновнику ООО «Согласие» вознаграждение в размере 200 тысяч рублей.

В октябре 2020-го следствие арестовало Галину Магизову, которую считают посредницей в переговорах с Лобыней насчёт взятки. В июне 2021-го дело против Магизовой уже ушло в суд. Главного бухгалтера и бухгалтера «Городского центра наружной рекламы» обвинили в хищении бюджетных средств на общую сумму более чем 5,5 млн рублей. Начальник отдела по праздничному оформлению города и размещению социальной рекламы ГЦНР Дмитрий Крайнев. Ему инкриминируют хищение бюджетных средств в сумме 597 тыс. рублей. По версии следствия, чиновник заключал фиктивные договора поставки световых объемных конструкций с аффилированным индивидуальным предпринимателем.

Бывший чиновник всё это время оставался в СИЗО. Теперь его шансы выйти в скором времени из-под стражи существенно испортились. Против Лобыни возбудили три уголовных дела по статьям за получение взятки в значительном размере, получение взятки за незаконные действия и воспрепятствование законной предпринимательской деятельности. Новые эпизоды раскрывают потенциал возможностей на посту председателя комитета по рекламе. Одному предпринимателю Лобыня не давал разрешение на установку рекламной конструкции. По перечислении 72 тысяч на счёт подконтрольной фирмы разрешение появилось. Другой предприниматель хотел согласовать размещение ненормативной рекламы — для решения вопроса оказалось достаточно перечислить 20 тысяч рублей.

Тарификация гибкая, таксы божеские. Сколько подобных эпизодов осталось вне поля зрения следствия — вопрос, конечно, важный. Но в политической среде больше обсуждают иное — почему новые эпизоды всплыли именно сейчас? Собеседники ЦДЖ считают, что следствие не случайно выложило на стол новые карты в предвыборный период.

В парламентской кампании сейчас время перестройки на рельсы официальной агитации. Избирком регистрирует кандидатов и партийные списки. На этом этапе нужно «переодевать» всю политическую «наружку», согласовывая новые баннеры с избиркомом и оплачивая с предвыборных счетов. Удобный момент, чтобы подпортить рекламные позиции конкурентов. Городским комитетом по рекламе с декабря 2020 года руководит Олег Хорошунов, которого называют одним из политтехнологов региональной организации КПРФ. Ему и его команде напомнили про должностные риски, которые особенно велики в период федеральной кампании. Коммунисты участвуют в этих выборах на правах оппозиции, и ресурсы власти сейчас не про их честь.

Другие новости