Заразные примеры министра Костылевского

Остановка движения на Коченёвском путепроводе — лучший тест на живучесть министра транспорта Анатолия Костылевского. «Тефлоновый» глава минтранса пересиживает любые скандалы. Это сказывается на правилах игры в дорожной отрасли.

Переезд через железную дорогу в Коченёво может претендовать на роль символа современности в дорожной отрасли региона. Этот долгострой известен каждому следящему за новостями в Новосибирске. В ноябре 2019 года движение по путепроводу было открыто. Два года спустя его закрыли. При этом официально в эксплуатацию объект, построенный в рамках федеральной программы «Безопасные и качественные дороги», так и не ввели.

Контракт на строительство путепровода стоимостью почти 340 млн рублей компания «Сибмост» заключила с Территориальным управлением автодорог Новосибирской области в сентябре 2015 года. Генподрядчик должен был ввести объект к 10 октября 2017 года, но из-за финансово-организационных сложностей в компании объект стал долгостроем с неопределённой перспективой. После срыва срока в 2018 году ТУАД дважды — в мае и декабре — подступался к расторжению контракта, однако мостостроители добились отсрочки ещё на два года. ТУАД и общественники из ОНФ, курирующие программу «Безопасные и качественные дороги», ждали ввода путепровода в октябре 2019-го.

1 августа 2019 года начальник ТУАД Михаил Чуманов уведомил руководство «Сибмоста» о расторжении контракта по Коченёво. «По причине выявления недостатков (дефектов) отдельных конструктивных элементов путепровода и подходов к нему в настоящее время с АО «Сибмост» ведётся претензионно-исковая работа. Уведомление о расторжении заключённого с АО «Сибмост» контракта будет направлено в адрес подрядчика в случае невыполнения им работ по устранению недостатков и неисполнения требований по претензии в срок до 08.08.2019», — официально сообщил ЦДЖ начальник ТУАД 7 августа. Также Чуманов сообщил, что «по состоянию на 06.08.2019 АО «Сибмост» и привлечённые субподрядные организации развернули фронт работ на насыпях подходов, в том числе, по устранению выявленных дефектов».

В то время в компании в пятый раз за два последних года обновили руководство — на пост президента вернулся Сергей Титов, работавший на этой должности с февраля 2017 по февраль 2018 года. Временно уступив президентское кресло, бывший министр транспорта оставался в «Сибмосте» на вторых-третьих ролях, занимая непубличные должности и сохраняя влияние на команду лояльных к нему новосибирских чиновников во главе с министром транспорта Анатолием Костылевским. 

Это влияние казалось спасительным в истории с путепроводом. Чиновники во главе с Костылевским взяли на себя немалую ответственность, всё же запустив движение по объекту. Путепровод открыли 26 ноября, не уложившись в сроки дорожно-строительного сезона. При этом официальный ввод в эксплуатацию был отложен. «Открытие объекта ожидается в следующем году при наступлении положительных погодных условий. Заказчиком к подрядчику будут применены все штрафные санкции, предусмотренные контрактными обязательствами», — заявил Костылевский журналистам под телекамеры.

Однако официальное открытие не состоялось ни в 2020-м, ни в 2021-м. На момент запуска движения общественники, специализирующиеся на дорожных вопросах, указывали на серьёзные недоделки, допущенные «Сибмостом». Источники в минтрансе утверждали, что экспертиза забраковала асфальтобетон, уложенный «Сибмостом» на путепроводе. В проекте областного бюджета-2020 на путепровод дальновидно запланировали 20 млн рублей, работы продолжились. Летом 2020 года Арбитражный суд Новосибирской области вынес анекдотичное решение, обязав ТУАД выплатить «Сибмосту» 1,7 млн рублей пени за несоблюдение сроков оплаты этапов строительства путепровода.

Открытие движения автотранспорта без акта ввода объекта чревато претензиями Росавтодора, «Российских железных дорог», ГАИ, прокуратуры. Чтобы избавить Титова от скандальных разборок и завуалировать факт не сдачи объекта, включённого в нацпроект «Безопасные и качественные дороги», Костылевский сильно рисковал. Но ничего страшного не случилось.

А теперь ТУАД вынужденно закрыл движение по путепроводу, чтобы исправить брак, допущенный «Сибмостом». Обнаружилось смещение сегментных опор. Для исправления нужно поднимать всё металлическое пролётное строение (а путепровод, на секундочку, длиннейший в Новосибирской области — 121 метр). Подрядчики обещают управиться за неделю. Но сами по себе ремонтные работы в ноябре под снегом — верный сигнал, что ситуация чрезвычайная.

Это подходящий повод, чтобы оглянуться назад и вспомнить, сколько раз ТУАД инициировал расторжение контракта с «Сибмостом» и сколько раз минтранс гасил эти инициативы. Два года сложный инфраструктурный объект, проходящий над Транссибом, эксплуатируют без акта ввода. Стоит ли удивляться скоропостижным ремонтным работам? Вряд ли. Удивляться будем, если на этом этапе удастся выправить все косяки, оставленные «Сибмостом», в прошлом году ушедшим в банкротство.

Кажется, что ситуация скандальней некуда. Но посмотрите на невозмутимого министра. Для Костылевского это будничный фэйл. Подумаешь, остановили движение на неделю. Не обвалился же переезд. Не Транссиб же пришлось останавливать. В перечне проблем вокруг минтранса конфуз в Коченёво, может быть, действительно не самый удручающий повод. Замминистра Ставицкий и начальник ТУАД Чуманов сидят в СИЗО. Стараниями ряда депутатов и общественников не затухают скандалы вокруг строительства Центрального моста, угнетающего новосибирцев инфернальными пробками. Городская программа дорожного ремонта незавершённой ушла под снег, и если формально Костылевский и не несёт ответственности за новосибирские объекты, пример его отношения весьма востребован городскими коллегами.

Соцсести полны недоумением горожан по поводу укладки асфальта в снег и грязь. Наспех, в последний момент подрядчики мэрии «благоустраивают» проезжую часть и тротуары, провоцируя обоснованные вопросы — не сойдёт ли это «благоустройство» вместе со снегом по весне? Где-то дороги успели заасфальтировать полностью, где-то частями. Городским чиновникам во главе с мэром Анатолием Локтем сейчас стрессовать бы из-за очевидного фэйла. Но посмотрите на них — как с гусей вода. Деньги, говорят они, поздно пришли на ремонт. А по тем объектам, где деньги пришли вовремя, сложность работ превзошла ожидания, потому и не уложились в сезон… А почему бы и нет? Если Костылевскому и минтрансу сходит с рук всё, городским властям сойдёт и подавно — ведь местное самоуправление пока пользуется самостоятельностью.

Другие новости