«Школьную концессию» оставили на пересдачу

Бюджетный комитет заксобрания отправил на доработку концессию по строительству 6 школ в Новосибирске. Общий объём обязательств региона по концессиям и ГЧП будет ограничен новым законом, который комитет одобрил к принятию в первом чтении.

Для проектов ГЧП и концессий в Новосибирской области вскоре появятся новые правила. Вопрос назревал давно, а переломными моментами стало недавно подписанное соглашение о государственно-частном партнёрстве по строительству инфекционной больницы и проект концессионного соглашения по строительству шести школ в областном центре. Последнее обсуждали 21 октября на заседании комитета по бюджетной, экономической политике и собственности Законодательного собрания. Часть депутатов участвовала в деятельности совместной с правительством рабочей группы, занимавшейся концессией. Проект уже не раз обсуждали в стенах заксобрания. Дело дошло до последнего этапа перед выходом на сессию.

Проект представляли министр образования Сергей Федорчук и министр экономического развития Лев Решетников. Концессия предполагает строительство в Новосибирске 6 школ в общей сложности на 5700 учеников. Стоимость проекта более 14 млрд рублей, срок реализации 15 лет. Объём вложений областного бюджета составит около 8 млрд. По соглашению школы нужно ввести в эксплуатацию к концу 2022 года. Инициатором проекта стало ООО «Пятая концессионная компания «Просвещение»», входящая в федеральную группу компаний «Просвещение». Новосибирская область стала одной из 16 регионов, где предложены к реализации подобные проекты с федеральным софинансированием.

Базовые параметры проекта на слуху уже почти полгода. Но из обсуждения на комитете стало ясно, что они до сих пор являются «плавающими»: более точная картина проявится после проектирования и госэкспертизы, которые будут проведены уже после подписания концессии. Депутат Глеб Поповцев спросил чиновников, почему в проекте соглашения не отражены решения рабочей группы, сформулированные три месяца назад. Решетников ответил, что инвестор учёл большинство замечаний. Последующее обсуждение показало, что неучтённых осталось много, в том числе принципиальных.

Одна из ключевых претензий — неразграниченность ответственности. Инвестор намерен построить школы, но эксплуатировать их будет муниципалитет. По идее концессионер должен эксплуатировать построенное и нести полную ответственность. «В соглашении не отражено взаимодействие концессионера с муниципалитетом. А речь о безопасности детей. Кто будет нести ежедневную ответственность за них?», — спросила зампред комитета Ирина Диденко. Вопрос повис в воздухе, в проекте концессии на него ответа нет.

Депутат Иван Мороз отметил, что министерства финансов и юстиции не участвовали в работе над соглашением и предположил, что концессия может стать тяжким бременем для бюджета. «В проекте много тёмных пятен. Не пойти ли другим путём?», — спросил депутат. «Обеспокоенность разделяю. Надо считать», — прокомментировал присутствовавший на обсуждении министр финансов Виталий Голубенко.

Привлекательной стороной проекта является федеральное софинасирование и капитальный грант. «Если в срок не уложимся, федеральные деньги нужно будет вернуть?» — спросила Диденко. Федорчук заявил, что перенос срока сдачи объектов на полгода возможен, однако не смог подкрепить это предположение официальной позицией Минпросвещения РФ. Между тем, сроки очень жёсткие. По мнению депутата Николая Машкарина, заявленный срок строительства до конца 2022 года невыполним, а штрафные санкции в соглашении не будут мотивировать инвестора строить быстрей. Также депутат обратил внимание на размер банковской гарантии, недостаточный для компенсации ущерба в случае срыва соглашения.

Первый зампредседателя ЗС Андрей Панфёров удивился, почему в рамках соглашения предусмотрен контроль за стройками лишь раз в 3 месяца. Вместе с тем он поинтересовался, за счёт чего планируется оплачивать допрасходы по особым обстоятельствам, размер которых даже не указан в соглашении. Диденко попросила уточнить, как может измениться цена проекта после экспертизы. Решетников предположил, что концессия подорожает, но непонятно, на сколько.

Вопросов было очень много, и сами же депутаты то и дело отмечали, что обычно такие моменты проясняются в диалоге с исполнительной властью не на комитетах, а в ходе предварительных согласований. Здесь, несмотря на долгую подготовительную работу, этого сделать не удалось. «Принципиальное решение строить школы заксобрание уже приняло. Спекулировать на том, что депутаты якобы против школ не получится. Мы не против концессии. Вопрос — какой ценой», — заявил председатель ЗС Андрей Шимкив, отметив, что предложенный на согласование документ противоречит трём федеральным законам. Он обратил внимание Решетникова на противоречивые цифры в проекте соглашения — они разнятся даже в предполагаемой вместимости школ. «Предлагаю на эту сессию вопрос не выносить», — резюмировал обсуждение Шимкив. Диденко предложила коллегам дать правительству месяц на доработку проекта с учётом высказанных замечаний. «Чтобы не было такого же бурного обсуждения на сессии», — подчеркнула зампред бюджетного комитета. Депутаты предложили подключить к доработке проекта Минфин и Минюст.

Органичным продолжением вопроса стало обсуждение законопроекта «Об инвестиционном фонде Новосибирской области», с помощью которого депутаты хотят ограничить расходы бюджета на концессии и ГЧП проекты. ЦДЖ подробно рассказывал об этой инициативе в начале октября. Шимкив напомнил коллегам недавнее выступление Владимира Путина на президиуме Госсовета, где президент говорил об эффективности бюджетных вложений регионов. Проекты с привлечением инвесторов это те же вложения средств из бюджета, только по другой схеме, опасность которой в длинных горизонтах, за которые чиновники обычно не заглядывают. Бюджет региона планируется на три года, а срок концессий достигает 40 лет. В таких условиях объём обязательств по концессиям и ГЧП может расти бесконтрольно и увеличиться до критических величин. Чтобы избежать такого риска, депутаты предложили внедрить лимит через закон об инвестфонде региона.

Представляя законопроект коллегам, Диденко сообщила, что к первому чтению предложено ограничить «потолок» для расходов на ГЧП и концессии на уровне до 2% от бюджета развития региона. Речь о собственных доходах области минус защищённые статьи. Среднегодовой бюджет развития составляет 6-8% от совокупного бюджета области, или 10-12 млрд рублей. В эти 2%, по словам Диденко, пока не включены проекты, реализуемые через Дорожный фонд, в частности, концессия по Центральному мосту. Ко второму чтению параметры законопроекта могут измениться.

По словам Шимкива, финальным аргументом в пользу нового закона стало соглашение по инфекционной больнице, подписанное минздравом без согласования с заксобранием. «Мы за новые больницы и школы, но надоело выпрашивать информацию об условиях», — подчеркнул спикер ЗС. Обсуждение проекта по школам на комитете наглядно показало, что полной информации нет не только у депутатов, но и у министерств, которым, так или иначе, предстоит делить ответственность за реализацию.

21 октября на президиуме ЗС, где утверждалась повестка предстоящей сессии, губернатор Андрей Травников поддержал решение депутатов об отложении вопроса о «школьной концессии» с целью его доработки. Также глава региона согласился с законопроектом об инвестфонде. «Считаю разумным сформировать защищенный, но ограниченный процентами, фонд», — заявил Травников. С принятием нового закона исполнительная власть не сможет выйти из рамок финансовых ограничений для ГЧП и концессий. Но условия соглашений неизменно будут вызывать повышенное внимание депутатов и общественности. Подробный отчёт Решетникова о заключенных и планируемых к подписанию региональных концессиях и ГЧП-проектов заксобрание ждёт на октябрьской сессии.


Другие новости