Концессиям и ГЧП-проектам положен предел
Заксобрание приняло в первом чтении закон об инвестфонде, ограничивающий областные расходы на концессии и ГЧП-проекты. Ко второму чтению параметры могут измениться, но, в любом случае, новосибирские депутаты вновь стали первопроходцами.
Без вопросов и обсуждения Законодательное собрание на сессии 28 октября единогласно поддержало поправки к закону об инвестиционном фонде Новосибирской области. Это стало ещё одним подтверждением, что вопросы по концессиям и проектам государственно-частного партнёрства знакомы всем депутатам. Принятый законопроект должен их снять если не полностью, то в значительной степени.
Предваряя голосование, зампред комитета по финансовой, экономической политике и собственности Ирина Диденко напомнила цель законопроекта — необходимость ограничения средств областного бюджета, направляемых на финансирование проектов ГЧП и концессий, заключенных от имени региона. С каждым годом на бюджет ложится всё больше соответствующих обязательств, а за пределами трёхлетнего планового периода финансисты будущие расходы не считают. Между тем, срок концессий доходит до 40 лет.
Для решения проблемы депутаты решили использовать закон об инвестфонде. Принятый ещё в 2016 году в рамках так называемого «инвестиционного пакета» законов, он оставался, по сути, нерабочим. Сейчас его перезапускают с учётом двух принципиальных правок.
Первая — бюджетные средства на концессии и ГЧП будут направляться из инвестфонда, и в данных средствах не учитываются ассигнования Дорожного фонда Новосибирской области. Вторая — ежегодный объём ассигнований из средств областного бюджета (за исключением денег, предоставляемых из федерального бюджета на реализацию соглашений), не должен превышать 2% прогнозируемого дохода региона без учета безвозмездных поступлений и доходов Дорожного фонда Новосибирской области. «В случаях существенного удорожания стоимости объектов предоставляется возможным учесть разницу в стоимости в пределах установленного лимита инвестфонда за пределами исходных лет расчётной финансовой модели», — уточнила Диденко.
В рублях расходы правительства на концессии и ГЧП будут ограничены суммой порядка 3-4 млрд рублей в год. Бюджет развития — свободные средства из собственных доходов области, остающиеся после закрытия защищенных социальных статей — составляет 6-8%, или 10-12 млрд рублей. За скобками остаются концессионные соглашения, реализация которых идёт через Дорфонд: речь о концессии на строительство и эксплуатацию Центрального моста.
Будут больше доходы — можно будет больше тратить на концессии. В числе основных претензией депутатов к правительству была вечная проблема ограниченного доступа к информации о проектах ГЧП. Почти в каждом случае, когда заксобрание глубоко погружалось в анализ концессий, депутаты находили спорные моменты и заставляли чиновников считаться со своим мнением. Так, после вмешательства областного парламента стоимость концессии по Центральному мосту уменьшилась почти вдвое, на 40 млрд рублей, а реализация концессии по строительству двух мусоросортировочных заводов была приостановлена. На прошлой неделе ЦДЖ рассказал, как бюджетный комитет заксобрания отправил на доработку концессию по строительству шести школ. Губернатор Андрей Травников отнёсся к депутатскому решению с пониманием. Глава региона дал положительное заключение на законопроект.
«Коллеги, я думаю, что закон принципиальный. Мы, наверное, будем первые в стране, кто этот закон принял», — заявил спикер ЗС Андрей Шимкив, вынося вопрос на голосование. Ранее инициативы новосибирских законодателей уже вызывали резонанс в стране. Так было с законом об управлении госсобственностью, который стал примером для заксобраний других регионов. Идея ограничить нагрузку на бюджет в связи с растущим числом концессий и ГЧП-проектов также может быть взята на вооружение депутатами из других субъектов.
Отсутствие вопросов и выступлений по столь незаурядному законопроекту не должно обманывать насчёт его значимости. «Мы должны все понимать, что это такое. Это 2% от собственных доходов на ГЧП и концессии. И плюс мост из дорожного фонда, это порядка 3,5% от собственных доходов, — резюмировал Шимкив в конце сессии и, поблагодарив депутатов, обратился к областным чиновникам. — Теперь вы можете врать и обманывать нас по инфекционной больнице, ещё по какой-то концессии — сколько угодно! Сегодня мы ограничили проценты. Поэтому, чтобы я за вами не бегал и депутатам не приходилось с вас, как с мёртвого, вытягивать информацию, теперь всё: 2% плюс мост и делайте, что хотите!».
Эмоциональная точка в конце сессии — не финал обсуждения. До 10 ноября депутатам предложено подавать поправки к законопроекту перед вторым чтением, которое состоится на сессии через месяц. Можно ожидать предложений по уточнению параметров. Вряд ли случайно на нынешней сессии не состоялся доклад министра экономического развития Льва Решетникова обо всех областных концессиях и ГЧП, заключенных и планируемых к заключению. Выступление министра анонсировали, но в последний момент отложили на месяц. Так что можно ожидать, что «концессионный вопрос» станет одним из ключевых и на ноябрьской сессии.