Деньги мэрии уплыли в недостроенный коллектор

Ещё один муниципальный контракт по документам принят и оплачен раньше фактического завершения работ, и вновь в центре истории МУП УЗСПТС и компания ООО СК «Градопроект». Отношения организаций похожи на устоявшуюся схему.

В недавней статье «На стройках к МЧМ-2023 ставят рекорды по освоению денег» ЦДЖ рассказал про особенности контрактов по строительству инфраструктуры вокруг новой арены в левобережье. Заказчиком объектов выступает муниципалитет в лице МУП УЗСПТС под руководством Александра Мысика. Ключевые объекты инфраструктуры – станция метро «Спортивная», коллектор для поверхностного водоотвода с территории, подземный переход под дамбой моста и дорога к арене от площади Лыщинского через пляж «Наутилус». Почти на всех объектах подрядчиками выступают компании «Градопроект» и «Горкоммуникации».

Не обладая специфическим опытом, фирмы смело берутся за масштабные работы, знаковые для региона. Причём, судя по документам, принимают на себя жесточайшие обязательства по срокам. Счёт в контрактах идёт на недели, максимум – на считанные месяцы. Согласно контрактной документации, размещённой в публичном доступе, работы сдаются и оплачиваются вовремя. Фактическая картина на объектах противоречит бумагам: в мае на муниципальных объектах к МЧМ ещё не завершены работы, де-юре принятые и оплаченные в конце 2019 года. И нет претензий к исполнителям.

Анализ контрактов УЗСПТС показывает аналогичную картину и на другом объекте – главном водосточном коллекторе реки Ельцовка за ТРЦ «Ройял Парк» в створе улицы Галущака. Мэрия решила взять здесь участок реки в саркофаг из-за угрозы обрушения берегов. Общественники и экологи протестовали против выбранного решения. Но мэр Анатолий Локоть поддержал путь, выбранный УЗСПТС. На официальном сайте мэрии Локоть пообещал, что коллектор сдадут в марте 2019 года.

Как это часто бывает у мэра, со сроками он погорячился. Контракт на строительство коллектора УЗСПТС и «Градопроект» заключили лишь 9 октября 2019 года. Желающих посоперничать за подряд не было из-за жёстких условий: водосбросные камеры №№ 4 и 5 с проходными каналами следовало построить за два месяца, к 10 декабря. Сумма контракта составила 56,499 млн рублей. Львиная доля затрат предполагалась на сложную монолитную конструкцию.

Почти сразу после заключения контракта стороны подписали несколько документов, которые по итогу привели к изменению описания объекта закупки и ведомости объёмов работ. Количество железобетонных свай уменьшилось более чем в два раза, а вместо монолитной конструкции применили «железобетонные прямоугольные звенья – прямоугольные трубы». Предполагалось собрать коллектор из прямоугольных труб длиной 1 метр, высота 2,32 м и ширина 2,64 м, общей длиной 331 метр, которые уложены на поле из 326 свай. Изначально в контракте было 650 свай. В связи с новыми параметрами цена контракта тоже изменилась, символически уменьшившись на 40 копеек.

О похожей ситуации на коллекторе при новой арене ЦДЖ рассказывал две недели назад. На объекте, заказчиком которого также выступает УЗСПТС, при строительстве использовали железобетонные трубы, не соответствующие проекту, прошедшему Главгосэкспертизу. Разница между рыночной ценой фактически использованных труб и проектного решения могла превысить 150 млн рублей. Но в акте приёмки эту разницу указать «забыли».

Судя по документам, на коллекторе Ельцовки «Градопроект» справился с задачей. 31 декабря Мысик принял результат в полном объёме, судя по актам выполненных работ и справках об их стоимости. Оплата работ была проведена тремя платёжными поручениями от 29 ноября и 30 декабря. К Новому году подрядчик получил полный расчёт. Что получил город? На стройку коллектора за «Ройял Парком» сейчас может посмотреть каждый желающий. Прямоугольных труб, в которых спрятана основная часть контракта, уложено около 200 метров из 331 метра. Так же не выполнено большое количество сопутствующих работ. Отдельного анализа требует сопоставление контрактной цены материалов с рыночными.

Можно предполагать, что при подготовке контракта были умышленно созданы ограничения для потенциальных соискателей. Сговорившись между собой, руководители УЗСПТС и «Градопроекта» могли спланировать изменение условий задним числом. Если бы срок работ был определён в объёме 8 месяцев, интерес к подряду мог быть существенно выше, и муниципалитет получил бы более выгодную цену. Сложно понять, в чём разумный интерес принимать и оплачивать фактически невыполненные работы. Повторимся, что срок исполнения был всего два месяца. Но и сейчас официальный статус контракта – в исполнении. Стройка продолжается уже седьмой месяц, без штрафных санкций для подрядчика. Хотя бюджет мог вернуть миллионы на штрафах и пенях.

Учитывая похожие кейсы с объектами к МЧМ, вопросы о природе особых отношениях УЗСПТС с ближайшими подрядчиками, включая «Градопроект», должны волновать городское руководство. Штрафные санкции по станции «Спортивная», судя по условиям контракта и по оплате невыполненных работ, могли уже превысить 7 млн рублей, по коллектору ЛДС – 6 млн, по коллектору за «Ройял Парком» – 1,2 млн. Бездействие в начислении штрафов и пени чревато ответственностью за нарушение бюджетной дисциплины.

На слуху громкие скандалы и уголовные дела, возбуждённые в Новосибирске в последние годы по схожим поводам, связанным с заменой материалов, предусмотренных проектами, на не проектные. Особо отметим риск, связанный с оплатой и приёмкой по факту не выполненных работ. УЗСПТС на этом фоне выглядит «неприкасаемым» предприятием, руководители которого имеют право на вольности с законодательством, на которые не посмели бы пойти другие участники рынка. По-простому, схема выглядит так: заявляют конкурс с заведомо невыполнимыми условиями, отпугивают конкурентов, подписывают контракт с нужным подрядчиком (пусть и без опыта работы), оплачивают фактически не выполненные работы – а там уж дальше как получится. Схему обкатали на нескольких объектах, ни один из которых пока не достроен, так что не возьмёмся предсказывать финал – в любой момент спутать игру могут правоохранительные органы. Куратором УЗСПТС в мэрии выступает начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Роман Дронов. Но случись провал или скандал – ответственность ляжет на первое лицо, вне зависимости, хочется мэру Анатолию Локтю вникать в нюансы таких контрактов, или нет.

Другие новости