Расплачиваться за хищения в НИИТО придётся всем медтехнопарком

Экс-директору НИИТО Михаилу Садовому смягчили приговор по первому уголовному делу в обмен на признание вины по второму. Защита надеется спасти профессора от длительного срока, власти надеются избежать продажи с торгов арестованного здания медтехнопарка.

На этой неделе апелляционная инстанция скостила Садовому полгода колонии. В июне бывший директор НИИТО получил три года за растрату 10,7 млн рублей посредством мнимых выплат премий сотрудникам. Садового задержали в начале 2018 года, и всё это время дело было на слуху, поскольку обвиняемым стал многолетний руководитель известной федеральной клиники-института, явившей известный на федеральном уровне пример государственно-частного партнёрства, считавшийся успешным до поры до времени. Партнёрство воплотилось в создании медтехнопарка, для которого возле НИИТО на кредитные деньги было построено 10-этажное административное здание. 

Медтехнопарк причислен властями к флагманам инновационного развития региона. Может быть, поэтому долгое время на втором плане оставалось ещё одно связанное с НИИТО уголовное дело, гораздо масштабней 10-миллионной растраты. В которой Садовой, кстати, отказывался признаваться до конца судебного процесса. Получив реальную «трёшечку», профессор пересмотрел стратегию защиты – признал вину, раскаялся и возместил ущерб. Кроме того, он выразил готовность полностью поддержать позицию следствия по второму делу НИИТО, в котором сейчас фигурируют хищения на 521 млн рублей.

Поскольку сложилась редкая комбинация, когда позиции защиты и следствия полностью совпадают, появились ожидания, что апелляционный суд пойдёт навстречу и освободит Садового с учётом уже отбытого срока. Может быть, помешала прокуратура, выступившая против смягчения наказания. Как бы там ни было, Садовому сократили срок лишь на 6 месяцев. Теперь его защита планирует начать процедуру ходатайства об условно-досрочном освобождении, которая обычно занимает несколько месяцев.

Но даже если бы профессора освободили на этой неделе в зале суда, скорее всего, он переместился бы под домашний арест по второму делу, которое образовалось в 2018 году после объединения нескольких дел по признакам преступлений по статьям за мошенничество, растрату, легализацию преступных доходов и пособничество. Фигурантами дела являются пять человек – Садовой, его партнёр и научный консультант НИИТО Сергей Поскочин, а также трое руководителей коммерческих организаций. Потерпевшим признано министерство здравоохранения России, заявившее гражданский иск к Садовому и Поскочину на 521 318 000 рублей.

Следствие считает, что перечисленная группа, действуя в сговоре, совершила растрату, с использованием служебного положения Садового и вверенных ему средств федерального бюджета путём умышленного завышения стоимости товаров по госконтрактам, заключённым с аффилированными фирмами и последующим выводом денег на счёт ООО «ТехинКом». В числе якобы аффилированных упоминаются 12 компаний. В итоге этих спланированных, по версии следствия, действий, «ТехинКом» получил 521 318 000 рублей, направленных на обслуживание финансовых обязательств, связанных со строительством здания по адресу Фрунзе, 19А.

Проще говоря, некие фиктивные (по версии следствия) фирмы взяли кредит на строительство офисного здания, а потом рассчитались за него деньгами, якобы украденными у Минздрава. Альтернативная точка зрения гласит, что речь идёт о реальных компаниях-поставщиках, в том числе, о резидентах медтехнопарка. Два фигуранта дела – руководители фирм поставщиков Водянкина и Тыщенко – в обмен на выход из СИЗО заключили сделку со следствием и дали показания против Садового и Поскочина. Пятый фигурант дела Эльмира Хафизова провела в СИЗО год и вышла под подписку о невыезде, не признав вину. Поскочин уехал лечиться за границу и возвращаться пока не собирается. Садовому, кстати, долго не предъявляли обвинение по делу на 521 млн. А сейчас он уже полностью согласен с позицией следствия. При том, что окончательный размер ущерба, который собираются вчинить обвиняемым, до сих пор неясен.

Срок следствия в очередной раз продлён до конца ноября, и это вряд ли предел. По заказу следствия Сибирский региональный центр судебной экспертизы Минюста уже год готовит большую экономическую экспертизу поставок в НИИТО с участием фигурантов дела. В итоге предъявленный ущерб может превысить изначальные 521 млн. У следствия есть резерв, поскольку гарантией компенсации ущерба является арестованное здание медтехнопарка стоимостью в 1,2 млрд рублей.

В июле Сводка рассказывала, что для защиты медтехнопарка от риска лишиться крыши и стен в результате уголовных дел и разбирательств между старыми и новыми партнёрами аффилированных организаций областная власть создала межведомственную комиссию во главе с вице-губернатором Андреем Жуковым. Объединёнными усилиями федерального минздрава, областного правительства и причастных депутатов Законодательного собрания (соучредителями АНО НИИТО в прошлом году стали Игорь Гришунин и Александр Аксёненко) предполагалось найти выход, позволяющий перевести 10-этажку в госсобственность. Ситуация осложнилась взаимными судебными претензиями ООО «ТехинКом», на балансе которого здание медтехнопарка, АНО НИИТО и ООО «Логистикмед». Появилась возможность введения в «ТехинКоме» процедуры банкротства, и власти увидели в ней главную угрозу для проекта медтехнопарка.

Между тем, если связывать проект исключительно с судьбой здания на Фрунзе 19А, то сейчас просматривается лишь два легитимных сценария. Либо уголовное дело, по которому 10-этажка проходит в качестве вещдока, заканчивается оправданием фигурантов и снятием ареста – тогда всё остаётся как прежде. Либо обвиняемые получают наказание, а здание продают с торгов для компенсации ущерба. Вряд ли в бюджете федерального или тем более областного минздрава найдётся лишний миллиард. Скорее всего, здание выкупит кто-то из девелоперов. Известно, что интерес к проекту проявляли президент группы РАТМ Эдуард Таран и совладелец торгового комплекса «Восток» Дмитрий Башмаков. Иным образом, говоря по-русски, «вымутить» здание в нынешнем раскладе не получится. Даже через покупку долей в юрлицах-учредителях, поскольку все акции арестованы следствием.

Судьба здания это одна ветвь истории. Интересный кейс представляет линия защиты Садового, решившего признать правоту следствия до того, как будет сформулирована окончательная редакция обвинения. Вероятно, профессор надеется на новый мягкий приговор, в зачёт срока по которому пойдёт пребывание под домашним арестом после УДО по первому делу. Конструкция выглядит шаткой. Особенно если учесть, что по первому делу ему прогнозировали условный срок, но жизнь оказалась жёстче. А учитывая обвинение по второму делу, предусматривающее срок до 10 лет, УДО может и вовсе не состояться. Кроме того, неотбытый срок по первому делу будет приплюсован к приговору по второму, поэтому шансы легко отделаться, довольно сомнительны.

Другие новости