Городская электричка может не доехать до Толмачёво

Форум «Технопром» напомнил о проблеме пропускной способности Станционной. В планах подготовки к МЧМ-2023 масштабных мероприятий по упрощению логистики до аэропорта Толмачёво пока нет, кроме проекта «рельсового автобуса», обсуждаемого в минтрансе.

Старожилы помнят – ещё 20 лет назад единственным официальным путём из Новосибирска в аэропорт была дальняя дорога через Немировича-Данченко, «Тёщин язык» и Толмачёвское шоссе транзитом через Обь. Магистраль от кольца на Станционной тогда уже была фактически построена, но официально не достроена, и несколько лет на ней висел знак «Проезд запрещён», поэтому водители ездили через неё коротким путём в аэропорт, рискуя нарваться на крупный штраф.

Сейчас Станционная это не только краткий путь в аэропорт. Это выход на Северный обход и трассу «Новосибирск – Омск», это дорога к Промышленно-логистическому парку (крупнейшей производственной и логистической площадке региона) и к Экспоцентру (крупнейшей новосибирской площадке для массовых мероприятий). Каждый раз, когда в Экспоцентре проходят крупные форумы и конференции, доставка гостей из города превращается в квест по пробкам. Впрочем, в последнее время интриги всё меньше и меньше: средняя скорость в 15-20 километров стала будничным злом на Станционной, даже вне часов пик.

Гости «Технопрома», прошедшего на этой неделе, постоят в пробках и разъедутся. Проблема перегруженности Станционной останется и будет только расти пропорционально увеличению пассажиропотока в Толмачёво. Цифры показывают, что в 2019 годовой оборот пассажиров в новосибирском аэропорту достигнет 7 миллионов человек. А динамика последних лет подсказывает, что в 2022-2023 годах пассажиропоток вырастет до 10 млн. Толмачёво развивается как хаб межрегионального значения. Новосибирским аэропортом пользуются пассажиры из соседних областей и краёв, добирающиеся железной дорогой или автотранспортом. Весь растущий пассажиропоток приходится на Станционную, внятных планов разгрузить которую, у властей не просматривается.

Это вдвойне странно, учитывая озабоченность областных властей состоянием транспортной инфраструктуры Новосибирска в преддверии молодёжного чемпионата мира по хоккею-2023 года. Почти весь поток зарубежных и иногородних гостей поедет в город через Толмачёво и Станционную. Именно на этой дистанции приезжие составят первое впечатление о столице Сибири, и именно здесь они, уезжая, будут молиться в пробках, как бы не опоздать на рейс.

В прошлые годы пресса неоднократно поднимала вопрос о создании железнодорожного аэроэкспресса, который мог бы курсировать между вокзалом «Новосибирск-главный» и Толмачёво. До недавнего времени поток авиапассажиров не позволял рассчитывать на окупаемость такого решения. Но 7 млн пассажиров в год это уже взятие нижней планки, а 10 млн это реальная основа для эффективной бизнес-модели. Между тем, в проекте «Городская электричка», о котором в областном правительстве и мэрии Новосибирска говорят регулярно, маршрут до Толмачёво не обсуждается. В июле губернатор Андрей Травников напомнил журналистам, что недостающую инфраструктуру для «Городской электрички» необходимо построить в ближайшие три года навстречу МЧМ-2023, чтобы решить проблемы для пассажирского сообщения в левобережье. Назвав в числе будущих точек маршрута электрички «Чистую слободу», «Клещиху» и «Чемскую», глава региона обошёл Толмачёво стороной.

Это не значит, что в направлении аэропорта совсем ничего не планируется. В министерстве транспорта обсуждают проект новосибирского филиала РЖД запустить до Толмачёво так называемый «рельсовый автобус». В последние годы железнодорожники активно тестируют этот вид транспорта в разных регионах. Речь идёт о минисоставе из 1-3 вагонов. В зависимости от уровня комфорта, в вагоне может быть от 30 до 96 посадочных мест.

Идея использовать рельсовый автобус на маршруте от «Новосибирска-главного» до Толмачёво нравится чиновникам и железнодорожникам относительной дешевизной, поскольку предполагает использование существующих железнодорожных путей. В Оби и на территории Толмачёво речь идёт о технологических подъездах, через которые в аэропорт доставляют цистерны с топливом. Состыковка графиков технологических и пассажирских перевозок может здесь создать некоторые сложности. Но не такие большие, как для автотранспорта на Станционной.

По сведениям минтранса, маршрут рельсового автобуса предполагает пересечение магистрали. Из-за этого движение автотранспорта будут дополнительно перекрывать десятки раз ежесуточно. В то же время состав из 2-3 вагонов вряд ли существенно повлияет на разгрузку пассажиропотока Толмачёво.

На этой неделе РЖД запустила скоростную электричку «Ласточка», на которой пассажиры из Омска добираются до Новосибирска всего за 6 часов. В скором будущем планируется наладить сообщение «Ласточками» между столицей Сибири и Кемерово, Томском, Новокузнецком и Барнаулом. Это поможет, в том числе, и росту пассажиропотока Толмачёво. Но как будет выглядеть, если после современных просторных высокоскоростных «Ласточек» приезжие будут втискиваться в нескоростной рельсовый автобус и плестись в аэропорт путанным маршрутом?

Относительная простота решения в действительности может лишь усугубить проблему. Вместо строительства полноценной ветки, способной наладить оперативное сообщение не только с Толмачёво, но и с ПЛП, и, само собой, с Экспоцентром, появится ограниченный маршрут, на который, тем не менее, всё равно придётся потратить немало. В зависимости от количества вагонов, цена одного рельсового автобуса составляет примерно 120-300 млн рублей. Не логичней ли сразу планировать инвестиции в полноценную электричку, способную разгрузить Станционную вместо того, чтобы создавать на магистрали дополнительные заторы? Впрочем, разгрузка трафика здесь требует отдельного антикризисного плана, востребованность которого становится всё острей, а подготовка к МЧМ-2023 кажется лучшим поводом разработать его и воплотить в жизнь, не дожидаясь закупорки единственной магистрали, ведущей в аэропорт.

Другие новости