Доходы областных предприятий – тёмный лес
Предприятия, подотчётные областным министерствам, должны подготовиться к ревизии доходного потенциала. Заксобрание настаивает на повышении их экономической эффективности. Первые результаты должны проявиться в лесной отрасли.
17 апреля комитет по бюджетной, экономической политике и собственности обсудил первую в 2019 году корректировку текущего бюджета. Вице-премьер и министр финансов Виталий Голубенко представил план изменений, предусматривающий рост расходов более чем на 6 млрд рублей. Соответственно, вырастет и дефицит. Увеличение затрат связано со строительством новых соцобъектов (львиная доля на шесть новых детсадов в областном центре), с дофинансированием Дорожного фонда, мероприятиями по подготовке к следующему отопительному сезону, текущее обеспечение деятельности госучреждений, проведение мероприятий в рамках Года театра, а также по проведению Федерального Сабантуя (в 2019-м столицей этого праздника выбран Новосибирск).
Голубенко не стал останавливаться на строке о стимулировании инвестиционной и инновационной активности, в которой была вписаны дополнительные 70 млн для управляющей компании Биотехнопарка, но депутаты предсказуемо не смогли обойти её без комментариев. Глеб Поповцев, месяц назад возглавивший совет директоров УК, заявил, что после критики на заседании бюджетного комитета в Биотехнопарке сменилось руководство. Сейчас идёт инвентаризация договоров и имущества, о которой новый гендиректор отчитается перед депутатами в мае. Поскольку ранее депутаты связывали решение о дополнительном бюджетном финансировании проекта со сменой руководства УК, на данном этапе вопросов к поправке бюджета не возникло.
Рост дефицита бюджета могли воспринять как критический фактор, однако Голубенко предупредил сомнения, пояснив, что корректировать доходную часть на основе динамики первого квартала преждевременно. Обсудив несколько частных вопросов, депутаты проголосовали за то, чтобы рассмотреть вопрос об изменениях в бюджет на ближайшей сессии сразу в двух чтения. На том бы и конец истории, если б не итоговый комментарий спикера заксобрания. Отметив, что хорошо, когда есть чем увеличивать расходы на поправках, Андрей Шимкив настоятельно попросил присутствующих членов правительства, чтобы каждый министр обратил пристальное внимание на доходные части подотчётных предприятий. «Чтобы понимать, сколько зарабатывает, и, главное, сколько может зарабатывать каждое предприятие», – подчеркнул Шимкив.
Для непосвящённых реплика председателя прозвучала как стандартный комментарий. Посвящённые поняли её как продолжение разговора, состоявшегося на закрытом совещании в Сузуне несколько дней назад. Шимкив вместе с первым вице-премьером Владимиром Знатковым, председателем комитета по строительству, ЖКХ и тарифам Евгением Покровским и руководством министерства экологии и природных ресурсов собрали руководителей нескольких областных лесхозов, чтобы обсудить проблемы отрасли. К лесной теме областные законодатели возвращаются второй год. В этой отрасли меняются руководители, корректируются управленческие подходы, но экономическая эффективность областных лесхозов остаётся на удручающе низком уровне. И это на фоне огромного объёма незаконных вырубок.
Непосредственно на месте, в Сузунском районе участникам совещания показали свежие результаты незаконной рубки – утраченные 200 кубометров сосны. Шимкив заявил, что это лишь десятая часть объёма незаконной вырубки лишь в этом районе. При этом району остро не хватает денег на социальные объекты и инфраструктуру, а кто-то присваивает эти доходы, пользуясь отсутствием должного контроля. Знатков согласился с тем, что у лесной отрасли много резервов для того, чтобы работать с выгодой. Между тем, областные лесхозы едва сводят концы с концами, не в состоянии модернизировать технику. Их работники предприятий получают низкую зарплату, и на ту едва хватает. Депутаты считают, что лесхозы должны пополнять бюджет, вместо того, чтобы отягощать социальную обстановку в районах.
Обсуждение конкретных мер шло за закрытыми дверями. Но по итоговым комментариям понятно, что разговор был тяжёлый. «На сегодняшнем совещании не ставилось целью принятие каких-либо решений. Задача – довести до всех участников: безобразия в лесу надо прекращать, дальше просто невозможно, — заявил Шимкив. – Мы видим и чётко понимаем те возможности, которые есть сегодня у наших лесхозов. Если взять Сузунский лесхоз – это 57 тысяч кубометров древесины в год, из которых только 7 перерабатываются самим лесхозом. Соответственно 50 тысяч кубов уходит на перепродажу, прямо в лесу. Мы считаем, что это допускать нельзя». По словам спикера, руководитель лесхоза должен не только уметь заготавливать лес, но и продавать его. «Задача – чтобы наши предприятия зарабатывали деньги и, соответственно, платили налоги в бюджет», – подчеркнул Шимкив.
Из официальных комментариев председателя заксобрания следовало: во-первых, перемены могут потребовать кадровых решений в отрасли, а во-вторых, губернатор Андрей Травников в курсе ситуации. «К сожалению, те люди, которые должны за это отвечать – то ли не получается, то ли не хотят – не мне судить. Но на сегодняшний день этим вынуждены мы с губернатором заниматься. И мы сделаем, я вас уверяю. Сегодня задачи были поставлены», – заявил Шимкив по итогам совещания в Сузуне. В этом контексте его слова по итогам обсуждения корректировок бюджета воспринимаются скорей как программное заявление, чем как сиюминутный комментарий.
Отдельная интрига связана с тем, что раз уж речь зашла о возможности кадровых решений в лесной отрасли, то стоит напомнить: вице-губернатор Александр Дубовицкий, курирующий отрасль, считается человеком Шимкива. До перехода в правительство он много лет возглавлял Сузунский район, от которого Андрей Иванович четырежды избирался в заксобрание. Увольнение Дубовицкого кто-то мог бы расценить как снижение аппаратного веса председателя ЗС. Но поскольку Шимкив сам заострил проблему, по-видимому, его такие разговоры волнуют меньше, чем вопросы эффективности лесной отрасли. Поставив на вид министерству природных ресурсов проблему повышения доходности подведомственных лесхозов, руководство заксобрания может пойти дальше и попробовать тиражировать этот опыт на все предприятия, кураторами которых выступает региональное правительство. Задача очень масштабная. Но от её результативности зависит, насколько щедрыми будут поправки к бюджетам следующих лет.