Депутаты считают мусор проблемой №1

На фоне ряда сибирских регионов в Новосибирской области мусорная реформа проходит без громких потрясений. Но затишье может быть временной видимостью: областные депутаты требуют от правительства действий, чтобы избежать мусорных бунтов в районах.

Нынешняя неделя началась с сенсационной статьи в «Ведомостях» под заголовком «Мусорная реформа столкнулась с неплатежами». Добыв черновик доклада министра природы РФ Дмитрия Кобылкина, журналисты растиражировали его содержание. В частности, заметки о критическом финансовом состоянии единых операторов в ряде регионов, обусловленном низким сбором платежей. Со ссылкой на черновик доклада «Ведомости» утверждают, будто в девяти субъектах регоператоры могут прекратить работу. В том числе, названа Новосибирская область, где компания-оператор якобы собирает лишь 23% от положенного.

Директор ООО «Экология-Новосибирск» Лариса Анисимова заверила автора ЦДЖ, что об остановке работы речи не идёт: наоборот, регоператор начинает закупку контейнеров. По уровню сбора оплаты за свои услуги «Экология-Новосибирск» с начислениями за март подходит к 40%. Анисимова выразила сожаление из-за того, что «кому-то нужна дестабилизация». Риск сбоев в работе компании-оператора, ответственного за вывоз твёрдых бытовых отходов по новой схеме, действительно является критическим фактором текущей мусорной реформы. Но как выяснилось 17 апреля в Законодательном собрании, уровень собираемости доходов «Экологии-Новосибирск» депутатов не беспокоит, в отличие от недовольства реформой, зреющего, в том числе, в населённых пунктах, до которых регоператор ещё не добрался.

Обсуждение ситуации вокруг мусорной реформы получилось спонтанно на заседании комитета по бюджетной, экономической политике и собственности. В повестке такого вопроса не было. Вице-премьер Ольга Молчанова презентовала депутатам перечень объектов, право собственности на которые, принадлежит или будет принадлежать Новосибирской области посредством заключения концессионных соглашений. По закону, правительство обязано ежегодно публиковать данный список. Среди прочих объектов, в данном перечне были указаны три мусорных полигона: в Татарском, Барабинском и Тогучинском районах. По большому счёту, сам вопрос был в большей степени формальным, речь здесь идёт о суммировании частных концессионных инициатив без всяких обязательств к заключению контрактов. Но начав с вопросов по экономике предложений, на которых акцентировал внимание председатель заксобрания Андрей Шимкив, депутаты стремительно перешли к обсуждению текущего положения дел по мусорной реформе.

По словам председателя бюджетного комитета Александра Морозова, ситуация с мусором сегодня в районах области это вопрос номер 1. «Крестьянин вообще не знал, что такое мусорные площадки. Это всегда были зады, куда всё вывозилось, затем утилизировалось естественным образом – сжигалось, закапывалось, рекультивировалось. Не нужно было никуда ничего везти, – напомнил депутат недавние безоблачные времена. – А если сейчас из Доволенского района везти в Каргат за 300 с лишним километров, все эти площадки, станции, платформы… Зачем эту дурь нам множить – создавать межрайонные полигоны? Давайте, один район – один полигон. Мы что, хотим, чтобы люди в Каргате стали против машины, везущей мусор из Довольного? 100% так будет происходить».

По мнению Морозова, недовольство людей скажется на отношении к власти. Его поддержал первый вице-спикер ЗС Андрей Панфёров, в последнее время после избрания секретарём региональной парторганизации «Единой России» объехавший многие районы: «Проблема переходит в политическую».

Депутаты предложили первому вице-премьеру Владимиру Знаткову и присутствовавшим на заседании членам правительства усилить информационную работу с жителями районов и городов области, а также поискать альтернативные, более простые решения. Сергей Гайдук заявил, что главы поселений не понимают, что им теперь делать со свалками, не входящими в территориальную схему обращения отходов, но при этом функционирующими за неимением более удобных вариантов. Морозов заявил о возможности использовать для утилизации мусора болота, заражённые солонцом.

Обсуждение шло так, будто мусорная реформа стартовала только что, хотя на самом деле подобные дискуссии то и дело возникали на комитетах и сессиях три, четыре, пять месяцев назад. Вице-губернатор Сергей Сёмка попытался снизить градус, напомнив, что вступившая в силу терсхема публично обсуждалась в течение двух лет, и её уже дважды корректировали с участием депутатов. «Мы никогда не были за то, чтобы возить мусор из района в район», – парировал Шимкив, и уточнил, что депутатский корпус предлагал отработать новую схему на городе прежде, чем распространять её на районы. Морозов предложил вновь создать рабочую группу по мусорной реформе с участием депутатов для взаимодействия с главами муниципалитетов и районными активами – Сёмка ответил, что старая рабочая группа продолжает свою деятельность, а в районах власти полностью в курсе нюансов текущей реформы. Впрочем, вице-губернатор признал, что информационное сопровождение реформы требует усиления.

Было ощущение, что «с голоса» депутаты и представители областной власти друг друга не вполне расслышали. Видимо, поэтому Морозов поручил включить внезапное обсуждение в протокол. Он настоятельно потребовал от членов правительства использовать средства (в том числе, задействовав депутатов) для прояснения ситуации вокруг мусорной реформы в районах. «Иначе эта тема нас накроет, если мы не возьмём её под контроль», – подчеркнул глава комитета. Сам факт, что вопросы, которые обсуждались ещё в прошлом году до старта реформы, не только сохраняют остроту, но и заставляют депутатов говорить о «крайней степени возмущения» жителей районов, подсказывает, что политический аспект проблемы может вскоре оттеснить на второй план социально-экономическую составляющую, если не принять срочных мер.

Другие новости