В управлении областной собственностью появилась концепция
Институты инвестиционного развития и другая собственность региона получат согласованные приоритеты и критерии эффективности с учётом своей специфики. Работа над этим сведена в концепцию управления госсобственностью, представленную в заксобрании.
В конце декабря председатель Законодательного собрания Андрей Шимкив обещал, что в 2019 году отладка механизма контроля за эффективностью областных активов будет приоритетным направлением работы депутатского корпуса. В прошлом году для этого был разработан и принят закон об управлении и распоряжении госсобственностью, призванный определить сферы совместной ответственности исполнительной и законодательной власти за ресурсы, которые должны обеспечивать экономику региона доходами и развитием.
Бенефициаром этих процессов должен стать, в том числе, бизнес, вкладывающий в Новосибирскую область. До сих пор отсутствие чётких критериев эффективности и неконкретные цели провоцировало острые вопросы относительно менеджмента в так называемых институтах развития Новосибирской области. В первую очередь, речь идёт про специализированные площадки для инвесторов – Академпарк, Биотехнопарк, Промышленно-логистический парк. Во-вторых, речь идёт в целом про областную собственность, представляющую огромный пласт разносторонних активов, некоторые из которых должны приносить максимальный доход, а у некоторых другие, в большей степени инфраструктурные или социальные цели. Грань во многих случаях приходится нащупывать вручную, и зачастую со скандалами.
Ещё один важный для бизнеса момент связан с государственно-частным партнёрством и с концессиями. Непрозрачные или неоднозначные условия соглашений уже приводили к жёстким спорам, ставящим под сомнения сами проекты и перспективу возврата вложенных инвестиций. Чтобы снимать возможные претензии заранее, должен быть универсальный гласный подход, не оставляющий недомолвок. Это позволит в равной степени гарантировать соблюдение интересов региона и инвесторов.
Последовательно разобрав несколько спорных ситуаций насчёт эффективности управления областными активами в разных отраслях, депутаты нынешнего созыва задумались об универсальном механизме, задающем стандарты и обязательные к исполнению регламенты в целом по менеджменту для госсобственности. Таким образом, в прошлом году был разработан и принят соответствующий закон. Работая над ним, депутаты использовали опыт некоторых регионов. Но сам по себе он стал прецедентом, обсуждаемым на федеральном уровне. Вероятно, это первый случай узаконенной договорённости между исполнительной и законодательной властями региона о совместной ответственности за проекты развития, пополняющие бюджет.
Вместе с тем, как показывает законотворческий опыт, в большинстве случаев принять закон мало. Чтобы система начала работать по-новому, нужны подзаконные акты, нормативная практика, актуализированные регламенты. Работоспособность закона о госсобственности должна обеспечить концепция, на этой неделе представленная заксобранию.
Подробное обсуждение документа накануне сессии прошло на заседании профильного комитета по бюджетной, экономической политике и собственности. Отшлифованную рабочей группой из чиновников и депутатов концепцию представил руководитель областного департамента имущественных и земельных отношений Роман Шилохвостов. В прошлые годы в адрес этого чиновника, ответственного за управление областным имуществом, на сессиях и заседаниях комитетов много раз высказывались и неудобные вопросы, и конкретные претензии. Ныне же зампред комитета Ирина Диденко отметила, что качество и тон диалога качественно изменились в лучшую сторону.
Шилохвостов подчеркнул, что концепция будет основой для планирования мероприятий, и носит долгосрочный характер, поскольку согласована со стратегией развития региона до 2030 года. В концепцию войдут полные сведения о составе и стоимости областных активов по состоянию на 1 октября 2018 года. Речь идёт о более чем 2000 участков земли, примерно такого же числа зданий и сооружений, более 3000 помещений. По признанию руководителя ДИЗО, полная инвентаризация ещё не проведена. Ещё одна сложность – отсутствие правоустанавливающих документов на примерно 15% областных активов.
Более важные задачи касаются собственности, которая у всех на виду, но цели её использования и критерии оценки эффективности остаются неоднозначными. Это Академпарк, Биотехнопарк, Агентство инвестиционного развития и подконтрольный ему ПЛП. Шилохвостов отметил, что законодательство определяет один критерий эффективности – размер прибыли, приносимой любым областным активом. В том числе, относящийся к институтам развития. В то же время, цели создания этих институтов несколько сложней – они должны привлекать инвесторов, предоставляя, в том числе льготные условия. Это противоречит подходу «прибыль – прежде всего». Сложившееся противоречие Шилохвостов надеется разрешить на федеральном уровне, в процессе работы над законопроектом об управлении госсобственностью для российского парламента.
В рамках новой концепции ДИЗО будет ежегодно отчитываться перед заксобранием об эффективности управления госсобственностью. На сессии 28 марта депутаты одобрили рекомендации коллег из бюджетного комитета. «Предложенный правительством проект концепции прошел длительный период доработки в Законодательном собрании. Задача была максимально сформулировать условия эффективного распоряжения государственной собственностью, обеспечения её доходности и сохранности, – прокомментировал Андрей Шимкив. – В то же время хотел бы подчеркнуть, что концепция это не догма, а живой организм, в который можно и нужно вносить изменения в зависимости от задач, которые стоят перед областью. В своё время, например, мы ставили задачи – создать институты развития: ПЛП, технопарк и так далее. Теперь эти институты созданы. Значит, необходимо сформулировать задачи для следующего этапа предприятий этой сферы, оптимального, в интересах всех жителей области использования государственной собственности».
Аналогичные проблемы обостряют противоречия вокруг институтов развития многих российских регионов. Возможно, новосибирские законодатели выступят пионерами, предложив свои подходы на федеральном уровне для разработки закона, учитывающего специфику парковых и других подобных проектов, нацеленных на привлечение инвесторов. А инвентаризация и оформление имущества, находящегося в собственности региона, остаётся сугубо внутренней проблемой, и депутаты намерены настаивать на её скорейшем решении.