В заложниках у «инвестора-чемпиона»

После губернаторских выборов областное правительство должно будет выбрать стратегию развития сельского хозяйства – поддерживать крупные инвестпроекты или малые деревни. Взвесить плюсы и минусы сегодня можно на примере Маслянинского района.

Кадровый состав правительства в целом прояснится после 9 сентября. По агропромышленному блоку частичная ясность есть уже сейчас. Врио вице-губернатора по развитию АПК Станислав Тишуров будет утверждён в должности после выборов. Его приход в областную власть – свежее решение врио губернатора Андрея Травникова. Исполняющий обязанности министра сельского хозяйства Евгений Лещенко получил пост повышением после добровольной отставки экс-министра Василия Пронькина. Возможно, Лещенко отработает во главе министерства лишь до выборов. Однако Травников не исключал, что временные министры смогут сохранить посты. Либо Лещенко использует шанс предложить главе региона стратегию действий на перспективу, либо это сделает его сменщик. Но ключевой вопрос, который в любом случае придётся решать – это приоритеты господдержки при нехватке ресурсов.

Тема областной политики в сфере АПК обострилась из-за проблем прошлогоднего рекордного урожая. В очередной раз село оказалось в убытках из-за трудностей с реализацией зерна, что поставило под сомнение эффективность деятельности минсельхоза, призванного регулировать отрасль. АПК требует особого внимания властей, поскольку является не столько видом бизнеса, сколько образом жизни. От экономического состояния сельхозпредприятий напрямую зависит социальный климат деревень. При недостатке господдержки село вымирает. В нынешние времена в бюджете не хватает средств на всех, и фактически власть делит ответственность за сельский соцкультбыт с инвесторами, зарабатывающими в АПК. В этой части наметилось фундаментальное противоречие, по поводу которого в Законодательном собрании и правительстве острые споры идут с прошлого года.

В докризисные времена, на волне национального проекта АПК, власти увлеклись идеей развития крупных инвестиционных проектов на селе. Ситуация была характерна не только для Новосибирской области, в других регионах тоже стремились взрастить как можно более крупных «чемпионов». Кризис проредил потенциальных участников соревнования. Но есть и те, кто довёл проекты до практического воплощения и продолжает их развивать. В Новосибирской области самый характерный пример – проект агрохолдинга «ЭкоНива» в Маслянинском районе. Холдинг организован на немецкие инвестиции, его президент и контролирующий акционер Штефан Дюрер гражданин ФРГ. В Маслянинском районе предприятия «ЭкоНивы» действуют в нескольких деревнях. Объёмы инвестиций перевалили за 10 млрд рублей. Предприятия холдинга в числе крупнейших производителей молока. В нынешнем году владельцы решили в два раза увеличить собственную переработку.

Для жителей района, занятых в АПК, «ЭкоНива» является основным работодателем. А для районной власти агрохолдинг ключевой партнёр во всех начинаниях. Насколько взаимовыгодно партнёрство? Судя по жалобам, которые всё громче звучат на областном уровне и, в том числе, обсуждаются в заксобрании, выгода для района и региона, как минимум, не бесспорна.

Крупные инвестиционные проекты получают солидные льготы по налогам, в расчёте на масштабную отдачу через будущие платежи в казну. Проекты «ЭкоНивы» тянут на сотни миллионов рублей, в то время как в бюджет возвращается порядка 1,4 млн в год. Впрочем, мы уже отметили, что в АПК экономическая функция бизнеса не более важна, чем социальная. Но как работодатель, «ЭкоНива» не очень-то лоялен к селянам: людей старше 50 лет не берут на позиции механизаторов, опасаясь, что старшее поколение не справится с современной техникой. На фоне планов по увеличению пенсионного возраста такие жалобы маслянинцев должны настораживать местные власти.

Если говорить про районную власть во главе с Вячеславом Ярмановым, то результаты деятельности крупнейшего инвестора давно уже должны были обострить вопросы контроля. Местные жители считают, что деятельность предприятий агрохолдинга нанесла существенный урон природным ресурсам. Маслянинский район считается рекреационной зоной благодаря, в первую очередь, Салаирскому кряжу. Горные реки здесь славились рыбалкой на хариуса, который живёт только в чистой воде. Теперь, как утверждают местные рыбаки, хариус ушёл. С полей пропали зайцы, а затем и мыши. Крестьяне считают это прямым следствием интенсивного применения агрохимии на полях агрохолдинга.

Такого рода ущерб экологии района обсчитать сложно. В то же время, общественники более наглядным называют ущерб, нанесённый сельскохозяйственным ресурсам. Областные власти уже вынуждены обратить внимание на состояние дорог района, разбитых тяжёлой техникой «ЭкоНивы», не снижающей интенсивность движения даже в весенний период, когда проезд грузового транспорта запрещён. Предприятию выгодней платить штрафы, а властям, очевидно, выгодней мириться с нарушениями. По одним лишь дорогам ущерб оценивается более чем в 350 млн, и непонятно, будут ли его компенсировать за счёт бюджета области. Стремления взыскать урон с инвестора у чиновников не просматривается.

В последнее время в Маслянинский район зачастили известные новосибирские общественники Алексей Носов и Владимир Кириллов. Причиной тому растущая протестная активность маслянинцев. Жители деревень пишут жалобы в контролирующие структуры и готовят акции протеста. Социальная миссия крупного инвестора в данном случае близка к провалу. Помимо отказа в работе людям старше 50, агрохолдинг свернул традиционные формы натуральной помощи пенсионерам. Которые, к слову, ещё помнят обиду из-за понуждения дёшево продать земельные паи. Были случаи, когда людям платили по 500-600 рублей за гектар. Несогласным чиновники грозили изъять землю, обработать которую пенсионеры были не в состоянии. Поэтому недовольство людей проецируется, в том числе, на Ярманова.

Учитывая растущий натуральный ущерб и сомнительную экономическую отдачу, эффективность крупного инвестпроекта вызывает большие сомнения. Они давно должны были появиться у местной власти, но команда Ярманова слишком увлеклась поддержкой амбиций «ЭкоНивы», не чувствуя ответственности за риск остаться без яиц, сложенных в одну корзину. До сих пор обсуждается план создания территории опережающего развития на основе Маслянинского, Черепановского и Сузунского районов. Статус ТОР позволит агрохолдингу расширить сферу влияния. Но сегодня в заложниках у «инвестора-чемпиона» один район, а что будет, когда их станет три? Забери завтра Дюрер свои инвестиции и закрой предприятия – альтернативы у маслянинцев не будет. При определении стратегии развития АПК нового губернатора фактор риска зависимости от крупного инвестора обязательно должен учитываться.

Другие новости