Депутаты хотят разделить ответственность за министров
Заксобрание предлагает расширить круг министров, подлежащих согласованию с депутатским корпусом. Аналогичная практика есть и в других регионах России. Одним губернаторам она доставляет неудобства, другим – никаких проблем.
Избранный в 2015 году состав заксобрания сумел значительно усилить влияние законодательной власти. Инициатива депутатов по изменению Устава области, чтобы увеличить количество согласовываемых министров, выглядит логичным продолжением тенденции. Напомним, что законодатели по представлению губернатора утверждают первого заместителя председателя правительства, министров финансов и соцразвития, а также главу департамента имущественных и земельных отношений. Сейчас правительство рассматривает новую инициативу депутатов – согласовывать также министров строительства, ЖКХ и сельского хозяйства. Соответствующее обращение к первому вице-губернатору Юрию Петухову подписали 53 депутата, то есть, две трети депутатского корпуса, включая представителей всех фракций.
Инициатива уже оформлена в законопроект о поправке к статье 36 Устава области, и может быть рассмотрена депутатами после майских праздников. Работать над ним предстоит комитету по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению. Куратором инициативы является первый заместитель председателя заксобрания Андрей Панфёров. В комментарии для «Коммерсанта» он заявил, что стремление депутатов расширить круг согласовываемых министров связано с «проблемами по реализации зерна, мусорной концессии, обманутых дольщиков, строительства четвёртого моста». «Мы должны быть уверенными, что человек, который придёт на пост министра, сможет решить все эти проблемы», – заявил Панфёров.
Напомним, увольнению предыдущих руководителей трех указанных министерств предшествовали громкие скандалы. В декабре прошлого года пост министра строительства покинул Сергей Боярский, отвечавший за проект строительства четвертого моста через Обь. После обсуждения концессионного соглашения депутатами заксобрания размер минимального дохода концессионера, гарантированного бюджетом региона, снизился более чем на 40 миллиардов рублей. В начале апреля года текущего в отставку ушёл министр сельского хозяйства Новосибирской области Василий Пронькин, который годом ранее после жёсткого разговора на сессии о передаче в аренду 258 га Тогучинского леса лишился должности зампреда правительства региона. В конце апреля в отпуск с последующим увольнением ушёл министр энергетики и ЖКХ Новосибирской области Евгений Ким, заключивший от имени правительства в 2016 году нашумевшее концессионное соглашение с «Экологией-Новосибирск» о строительстве двух мусоросортировочных комплексов в Новосибирской области.
Первый вице-спикер заксобрания Андрей Панферов подчеркнул, что депутаты не будут навязывать правительству свои кандидатуры. Предшествующие события позволяют верить этим словам. Несмотря на жёсткую критику некоторых правительственных проектов, депутаты крайне редко персонифицировали претензии. К примеру, чаще других от депутатского корпуса доставалось руководителю ДИиЗО Роману Шилохвостову. Осенью 2016 года ходили стойкие слухи, что заксобрание может выразить недоверие чиновнику. Поскольку позиция руководителя ДИиЗО одна из согласуемых, это был бы не просто политический жест, а фактически требование к губернатору уволить чиновника. Но заксобрание воздерживалось от таких демаршей, предоставляя главе исполнительной власти самостоятельно определять меру персональной ответственности подчинённых. Скорее всего, так будет и дальше в отношении действующего правительства. А с вновь назначаемыми министрами у депутатов с момента назначения будут складываться более близкие и доверительные отношения – или не будут.
«Те министры, которых мы хотим внести, – это министры, по которым были огромные, миллиардные проблемы. Наша задача не в том, чтобы не согласовать, а в том, чтобы человек был ответственен, в том числе, и перед депутатами», – заявил журналистам спикер заксобрания Андрей Шимкив во время сессии 26 апреля.
Анализ российской практики показывает, что в каждом регионе союзы ветвей власти счастливы по-разному. Например, в Свердловской области законодатели согласовывают пять членов правительства, в Иркутской области одного. В Карелии заксобрание согласовывало кандидатуры всех заместителей губернатора и членов правительства, ответственных за финансово-экономическую сферу и тарифы. В 2010 году депутаты по просьбе губернатора отказались от этих полномочий, но уже весной 2012 года карельский парламент вернул себе функции контроля над составом правительства. В Кировской области в 2015 году, после того, как губернатор реорганизовал администрацию региона в правительство, заксобрание поставило вопрос о согласовании всего кабинета министров. В Новосибирской же области традиция согласования с тогда ещё Областным советом именно этих министров продолжается ещё с 90-х годов. Тогда законодатели просто переписали действующую в постсоветских законах норму, и после долгие годы к вопросу не возвращались.
Понятно, что в разных субъектах разный уровень политической культуры. Там, где между исполнительной властью и законодателями острые конфликты, процедуры согласования могут превращаться в долгосрочные кризисы. Такие как в бытность Александра Лебедя губернатором Красноярского края – у него чуть не полправительства ходило в статусе и.о. из-за жесткого сопротивления депутатов. Есть и более близкие исторические примеры. Но в Новосибирской области отношения между ветвями власти вполне конструктивные. И участие заксобрания в согласовании министров может облегчить последним работу, увеличить их политический вес, позволить опираться на депутатский корпус. Складывающиеся сегодня отношения между врио губернатора и заксобранием позволяют предположить, что Травников поддержит инициативу депутатов. Он уже одобрил предложения депутатов по разработке законопроекта по управлению собственностью, отметив, что это «действительно важно, с одной стороны – для дополнительного контроля, с другой – для будущих гарантий».
В этом контексте даже удивительно, почему инициатива депутатов касается только трёх министерств? Если вспомнить скандальные концессии, то проработка контракта по мосту относилась и к министерству транспорта, но руководителя этого ведомства в заявке заксобрания на корректировку Устава нет. Ещё более странным выглядит отсутствие министров здравоохранения и экономического развития. Минздрав постоянно на слуху из-за обилия жалоб населения. Минэкономразвития чаще других органов исполнительной власти сталкивается с депутатами в спорах об экономической и инвестиционной политике региона. Также опыт других регионов показывает, что заксобрание могло бы смело претендовать на согласование кандидатуры руководителя областного департамента по тарифам, или, к примеру, отказаться от согласования министра социального развития. Впрочем, может быть, нынешние поправки это лишь пробный шар. Либо появятся новые во время работы над законопроектом, который заксобрание планирует рассмотреть до летних каникул.