Новосибирск омрачает финансовую картину региона
Усилиям областной власти по улучшению финансовой ситуации мешает налоговая недоимка, 3/4 которой приходится на Новосибирск. Для претензий города по поводу распределения доходов от НДФЛ оснований стало ещё меньше, чем в начале лета.
В политическом плане лето считается пассивным сезоном. Депутаты на каникулах, чиновники один за другим ходят в отпуска. Народные избранники появляются на людях, в основном, по поводу разовых совещаний или акций. Но в структурах исполнительной власти работа идёт непрерывно. Областное правительство использовало летний спад политической активности, чтобы более предметно поработать с финансово-экономическими задачами.
Положительное решение федерального руководства о выделении гранта на 26 млрд рублей позволило продвинуться в реализации проекта по строительству Центрального моста через Обь. 31 августа стал известен победитель концессионного конкурса: если не обнаружится каких-либо подводных камней, строить и эксплуатировать четвёртый мост будет ООО «Сибирская концессионная компания», связанная с братьями Ротенбергами и Газпромбанком. На низком старте конкурс по выбору концессионера для строительства семи поликлиник в Новосибирске. И на сегодняшний день не видно политических обстоятельств, способных помешать старту реализации этих проектов.
Одновременно с работой над крупными инвестиционными проектами правительство занималось подготовкой точек роста для менее масштабных, но не менее важных инициатив, обеспечивающих развитие районов отдельных населённых пунктов. На федеральном уровне хорошо приняли проекты развития моногородов на основе рабочих посёлков Линёво и Горный, претендующих на статус территорий опережающего социально-экономического развития. На этой неделе стало известно, что проект по Линёво получил Гран-при на защите проектов в Фонде развития моногородов РАНХиГС. Для более качественной работы по улучшению делового климата и привлечению новых вложений губернатор Владимир Городецкий предложил расширить состав совета по инвестициям Новосибирской области за счёт известных представителей делового сообщества, способных говорить с бизнесменами на одном языке.
Итоги первого полугодия и летнее развитие событий позволяют руководству области с оптимизмом смотреть на финансовые перспективы. Городецкому до сих пор удавалось держать в узде государственный долг, а теперь получилось ещё и сократить его на 3,4 млрд благодаря своевременному исполнению обязательств перед федеральным министерством финансов по обслуживанию бюджетных кредитов. Есть эффект и от оптимизации расходов правительства. В сентябре отчёт об исполнении бюджета области за первое полугодие будет представлен Законодательному собранию. Известно, что по сравнению с первым полугодием 2016-го прирост налоговых и неналоговых доходов вырос на 11%. Прирост зафиксирован и по НДФЛ, и по налогам на прибыль и имущество. Правительство видит в бюджете отдачу от ранее запущенных инвестиционных проектов в разных отраслях. И есть основания надеяться на пролонгацию льготных кредитов Минфина.
Новости об укреплении финансового положения региона могут спровоцировать некоторых депутатов горсовета вернуться после каникул к вопросу о перераспределении доходов от НДФЛ. Во всяком случае, перед каникулами именно позитивные отчёты правительства об итогах первого квартала дали старт бурным дебатам по поводу справедливости или несправедливости в отношении муниципального бюджета. В горсовете бытует точка зрения, что губернатор обещал вернуть городу 10% поступлений от НДФЛ, как только ситуация с финансами станет лучше. При этом представители правительства и заксобрания неоднократно подсказывали городским коллегам, что было бы хорошо поработать с резервами в Новосибирске, вместо того, чтобы выпрашивать больше денег у области.
Но что есть, то есть. Единственное, что сегодня омрачает финансовую картину региона это налоговая недоимка на 5,5 млрд рублей. И 75% от этой суммы приходится на долги, недособранные на территории Новосибирска. Ведомство вице-премьера и начальника областного Минфина Виталия Голубенко предлагает разные меры к снижению недоимки. Такой же активности со стороны городской власти не видно. Хотя Анатолий Локоть и его финансисты должны были бы работать проворней, в том числе, чтоб избежать претензий правоохранительных и контролирующих органов. Политики часто пеняли мэру по поводу долгов на 3,5 млрд рублей за аренду земли, которые муниципалитет позволил накопить застройщикам. В августе уже прокуратура направила Локтю официальное представление в связи с недоработкой мэрии по взысканию долгов. Кроме того, прокуроры уличили чиновников в незаконном продлении договоров аренды для должников.
Представление было вынесено главе города по итогам проверки исполнения законодательства в сфере землепользования, и, вполне вероятно, прокуратура работала не с самыми актуальными цифрами, ввиду того, что в документе речь идёт о задолженности лишь в 2,5 млрд. Уточнить актуальный размер долгов депутаты горсовета смогут после выхода с каникул. Прежде, чем обращаться с новыми просьбами к областной власти, было бы справедливым уточнить объём недополученных доходов по всем направлениям и поинтересоваться у мэра, есть ли в активе городского руководства инициативы в экономической части, или весь потенциал израсходован на пешеходную улицу Ленина.