Трамвай из космоса
Новосибирские власти вступили в переговоры со структурой госкорпорации «Роскосмос» о комплексном развитии городского трамвая, включая строительство новых линий. Новая концессия решит транспортную проблему мегаполиса, если сможет объехать политические риски.
Источник ЦДЖ сообщил, что в четверг 3 августа мэр Анатолий Локоть, первый заместитель председателя областного правительства Владимир Знатков и представители Агентства инвестиционного развития Новосибирской области встретились с делегацией во главе с врио генерального директора ОАО «Объединённая ракетно-космическая корпорация» Павлом Поповым. В «Роскосмосе» как в гигантской матрёшке, скрывается множество разнообразных предприятий, специализация которых местами кажется достаточно далёкой от основного профиля. В состав ОРКК входит известный ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева». А в структуре этого ФГУП – менее известный «Усть-Катавский вагоностроительный завод имени Кирова». Помимо продукции для космических нужд, предприятие выпускает пять современных моделей трамваев, номинальная скорость которых в загруженном состоянии – 75 километров в час.
Подобно оборонному комплексу, «Роскосмос» пытается максимально диверсифицироваться и наладить коммерцию на гражданской продукции. Усть-Катавский завод считается в этом плане перспективным предприятием. Для многих крупных российских городов характерны проблемы пробок и неэффективного общественного транспорта. Обновление старых трамвайных линий и подвижного состава вместе с прокладкой новых маршрутов могли бы радикально изменить ситуацию. Но для комплексного решения проблемы требуются десятки миллиардов рублей, которых в городских бюджетах нет. А у госкорпорации достаточно денег, чтобы позволить себе вложиться в один-два пилотных проекта, на примере которых вся страна сможет убедиться, насколько выгодно и эффективно решать городские транспортные проблемы с помощью трамвая. Точнее, с помощью усть-катавского трамвая.
Новосибирск может стать полигоном для такого пилотного проекта. По сведениям ЦДЖ, ознакомительные переговоры руководство ОРКК провело с АИР. В соответствии с этикетом, корпорация обратилась с предложением о сотрудничестве к руководству области. Но дальше вопрос будет прорабатываться, скорее всего, на уровне городской власти.
Идея строительства сети скоростных трамваев в Новосибирске обсуждалась ещё, когда Владимир Городецкий был мэром. Уже при Локте, в январе 2015 года мэрия представила план строительства линий для скоростного трамвая от площади Калинина через Снегири до Пашино и из центра Ленинского района до ОбьГЭС. Бюджет проекта оценивался в 56 млрд рублей, чиновники вознамерились искать инвесторов и новостей о том больше не слышно.
В конце 2016 года мэрия опубликовала проект планировки территории в районе парка «Сосновый бор» в Калининском районе, где вновь предусмотрела линию скоростного трамвая к северным микрорайонам. Весной 2017-го руководители ряда крупных строительных и девелоперских компаний, развивающих северное направление, обратились к мэру с просьбой начать строительство новой линии к Снегирям и далее. Так что, с одной стороны, вопрос развития трамвайного сообщения в Новосибирске вроде всё время на слуху. С другой стороны – с практической – за последние годы власти запустили одно лишь новое направление от площади Маркса до микрорайона «Чистая слобода». Да ещё мэрия организовала совместное с белорусским «Белкоммунмашем» предприятие по модернизации трамваев. Этот проект может вступить в противоречие с концессией ОРКК.
Впрочем, пока ещё очень-очень преждевременно говорить о концессии. Источники ЦДЖ называют разные цифры, которые корпорация якобы готова вложить в проект: от 8 до 40 миллиардов. Официально в ОРКК на вопросы ЦДЖ отвечать не стали. Встреча 3 августа прошла в позитивном ключе, теперь мяч на стороне новосибирской мэрии. Но судьба проекта зависит, конечно же, не только от Локтя. Достаточно напомнить, что некоторые депутаты и общественники считают само слово «концессия» ругательным после скандалов вокруг концессионных соглашений на строительство Центрального моста и мусоросортировочных заводов. Политики и активная общественность будут очень придирчивы к любой концессионной инициативе. Общественная польза проекта, как выясняется, не всегда является самодостаточным преимуществом. Чтобы доказать необходимость крупнобюджетных решений, необходима политическая воля и умение профессионально работать с инвесторами. Что из этого есть в арсенале мэра – увидим на примере работы с ОРКК.