Заксобрание добилось влияния на концессии

Проекты областных концессий будут предварительно обсуждаться с Законодательным собранием в обязательном порядке. Чтобы добиться этого решения правительства, депутатам понадобился год целенаправленной работы.

Спикер Андрей Шимкив предельно ясно формулировал стремление нового состава заксобрания к паритету с исполнительной властью в перспективных экономических вопросах. Прежде всего, касающихся бюджета области, утверждаемого депутатами. В этой части с концессионными соглашениями складывалась удивительная для депутатов картина. Правительство региона, как концедент, берёт на себя гарантии по минимальному доходу концессионеров. Соответственно, эти гарантии должны учитываться в бюджете, и отвечать за них должно заксобрание. Но при этом согласовывать концессии с депутатами чиновников ничего не обязывало.

Благодаря этому на законных основаниях без взаимодействия с депутатским корпусом было подготовлено концессионное соглашение по Центральному мосту. И без согласования с заксобранием была подписана концессия по мусороперерабатывающим заводам. Руководству областного парламента и всем неравнодушным к этим вопросам депутатам пришлось буквально вынуждать чиновников к диалогу. Который, надо признать, принёс вполне ощутимые результаты.

Рабочая группа с участием депутатов, шлифовавшая концессионное соглашение по четвёртому мосту, нашла возможности сократить стоимость минимального контракта с 91 до 48 миллиардов рублей. Впечатляющая разница означает, прежде всего, сокращение рисков для бюджета региона, в случае, если проект всё же состоится.

Изучение концессии по мусороперерабатывающим заводам заняло у депутатов больше времени. Соглашение между правительством региона и компанией «Экология-Новосибирск» было подписано в июле 2016 года. Документ, обозначивший параметры проекта сроком реализации на 40 лет, вызвал много вопросов. В том числе, опять же, с точки зрения гарантий для концессионера со стороны области.

Для погружения в тему комитет по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам создал в минувшем октябре рабочую группу. Депутаты работали над вопросом не только в Новосибирске, но и на выезде. Чтобы познакомиться с альтернативными проектами, на прошлой неделе делегация заксобрания посетила действующий мусороперерабатывающий завод в Новокузнецке.

Результаты изысканий группы были официально представлены на заседании комитета по строительству 17 мая заместителем председателя Вадимом Агеенко. Депутат указал на основные риски, которые, по мнению членов группы, несёт проект. В первую очередь, объём плановой загрузки двух заводов – 800 тысяч тонн в месяц – может оказаться завышенным, поскольку в некоторых официальных документах областного правительства речь идёт о меньших объёмах. А по условиям соглашения, недобранный объём это повод для концессионера обратиться к правительству за компенсацией недополученного дохода. 

Серьёзное беспокойство рабочей группы вызвали расчёты, показывающие возможность увеличения действующего «мусорного» тарифа для населения в 2,5-3 раза. Агеенко предложил исключить из соглашения гарантированный доход концессионера, обуславливающий необходимость регулярного повышения тарифов. Кроме того, рабочая группа рекомендовала изучить возможность закупки европейского оборудования вместо американского, если это даст возможность дополнительно сэкономить, и уделить повышенное внимание экологической экспертизе проекта.

Группа работала не в вакууме, и некоторые выводы, к которым пришли депутаты, озвучивались ранее. Суммировав замечания заксобрания, прокуратуры и Общероссийского народного фронта и обсудив их с концессионером, правительство региона на заседании 15 мая предложило дополнительные соглашения по концессии. 17 мая на заседании строительного комитета вице-губернатор Сергей Сёмка сообщил депутатам, что ряд проблемных моментов, на которые указала рабочая группа, учтён в новых документах.

В том числе, ежемесячный объём гарантированной загрузки заводов уменьшен на 9% – до 738 тысяч тонн. Сёмка считает этот показатель чересчур пессимистичным, но с точки зрения рисков для бюджета, чем меньше гарантии, тем лучше. Из соглашения исключается ответственность региона за изменения федерального законодательства и за действия третьих лиц, участвующих в реализации соглашения. Более важный момент – из концессии полностью убирают приложение №10 и ещё ряд пунктов, касающихся фиксированной экономики проекта. Прежде всего, относительно необходимой валовой выручки концессионера. «Тем самым мы делаем абсолютно правильную вещь, что какой-то возможный тариф можно будет определить только после того, как будет подготовлен проект, будут подготовлены все финансово-экономические обоснования, а компания-концессионер пройдёт финансовый аудит, технологический аудит, экологическое получит государственное заключение», – заявил Сёмка. Лишь после этого концессионер представит расчёты в областной департамент по тарифам.

Также вице-губернатор сообщил об исключении из соглашения ряда нечётких, спорных формулировок. Депутатам ещё предстоит детально оценить доработку концессии, после того, как правительство представит все необходимые документы. Первый заместитель председателя правительства Владимир Знатков, присутствовавший на заседании комитета, подчеркнул, что без одобрения депутатского корпуса, допсоглашения подписаны не будут. А Сёмка предложил продолжить деятельность рабочей группы, поскольку концессионное соглашение не догма, и может в дальнейшем дополнительно уточняться.

Впрочем, ситуация с «мусорной» концессией это лишь частность. Важнее, что правительство внесло изменения в нормативные акты, и отныне законодательная власть обязательно должна участвовать в проработке концессионных соглашений. Для обсуждения параметров новых концессий будут создаваться рабочие группы с участием депутатов. «Это как раз то, о чём мы настойчиво говорили с лета прошлого года при обсуждении концессии по строительству четвертого моста через Обь. Удовлетворен, что нас услышали, – прокомментировал Шимкив – Уверен, если бы и концессия по созданию мусороперерабатывающих комплексов прошла такое открытое и гласное обсуждение с участием депутатов заксобрания, удалось бы избежать многих проблем, которые обнаруживаются сегодня».

Другие новости