Трасса «Омск – Новосибирск» пошла поверх интересов местного бизнеса

Вокруг строительства развязки на федеральной трассе «Байкал» в Коченёвском районе разворачивается новый социальный скандал. Из-за отказа чиновников исправить проект, без работы со дня на день останется целая деревня.

Реконструкция федеральной трассы на территории Коченёвского района поначалу вызывала большой энтузиазм среди местных чиновников и жителей окрестностей. Расширение до четырёх полос, возведение новых развязок, повышение безопасности движения должны были поднять качество жизни территории и улучшить инвестиционный климат. «Во-первых, будут открываться новые придорожные сервисы. Каждое такое предприятие – это от 10 до 30 рабочих мест, – делилась надеждами три года назад в комментарии для НГС замглавы района Валентина Гридасова. – Во-вторых, появятся новые крупные сервисные комплексы, например, гостиницы для водителей транзитных авто и пассажиров междугородных автобусов. И третье – это повышение инвестиционной привлекательности района. Уже сейчас к нам обращаются представители логистических компаний с планами размещения своих объектов в будущем. Небольшое расстояние до города, хорошая дорога – для них это привлекательно».

На деле же получается прямо противоположная картина. Крупнейший придорожный сервис, где заняты более 50 человек, на грани закрытия. Ликвидация бизнеса стоимостью более 100 млн рублей вряд ли привлечёт новых инвесторов.

Мэрию Новосибирска официально уведомили о проведении 15 мая пикета возле здания правительства Новосибирской области: жители деревни Белобородово будут требовать сохранить их рабочие места. «Градообразующее» предприятие для этого населённого пункта – придорожный комплекс, построенный возле трассы «Омск – Новосибирск» и обслуживающий преимущественно дальнобойщиков с 2011 года. В комплексе современная гостиница, прачечные, баня, магазины, столовая и стационарная парковка для грузовиков. Построенный группой компаний «Вариант» объект пользуется популярностью у клиентов – таких современных комплексов на федеральных трассах в Сибири пока немного. Особую значимость парковка с гостиницей на подъезде к Новосибирску приобретают в непогоду или в периоды сезонных ограничений для большегрузов.

Но уже на следующей неделе бизнес-проект может закрыться, а работники – почти всё активное население Белобородово – останутся без дохода. Возле съезда с трассы к комплексу «Варианта» поставили знаки, запрещающие грузовикам поворачивать. Это может стать одним из последних шагов в войне, которую чиновники Федерального управления автодорог «Сибирь» ведут с инвесторами придорожного комплекса. Конфликт развивался уже несколько лет, но до сих пор в органах власти его оставляли без должного внимания.

Если без подробностей, в которые должны вникать ответственные чиновники, суды и прокуратура, то корень конфликта, похоже, кроется в бюрократической ошибке, которую по каким-то причинам чиновники игнорируют и ни в какую не хотят исправлять. «Вариант» оформил землю и разрешение на строительство комплекса тогда, когда перспективы реконструкции «Байкала» были уже известны. Компания работала в тесном диалоге с ФУАД «Сибирь», выступающим заказчиком работ, чтобы размещение придорожного комплекса было учтено при проектировании развязки возле Белобородово. Развязку запланировали непосредственно вблизи комплекса, специально для удобного обслуживания транзитного транспорта. Но в проекте развязки, выполненном фирмой «РосИнсталПроект», придорожного комплекса не оказалось. И чиновников это не смутило, как и отсутствие подписи представителей «Варианта» в акте выбора земельных участков, прилегающих к развязке. В итоге проектом не был предусмотрен съезд с трассы к комплексу. Даже на время реконструкции.

Дальше проект развязки прошёл утверждение госэкспертизы в Москве. В его нынешнем виде, проект это приговор бизнесу «Варианта». На подъезде к комплексу будут установлены 3-хметровые шумовые щиты, то есть, объект не будет виден с трассы. Вблизи гостиницы дорога будет уходить на второй уровень, съездов с неё не будет. Весь транспортный поток пойдёт мимо. Инвесторы убеждали чиновников внести изменения в проект развязки. Но, не желая повторно связываться с госэкспертизой, чиновники ФУАДа заняли оборону.

В судебной плоскости спор выходит уже в третью инстанцию. «Вариант» пока проигрывал, потому что Арбитражный суд Новосибирской области отказался учитывать результаты строительно-технической экспертизы, выполненной Поволжским учебно-исследовательским центром «Волгодортранс». Хотя выбор эксперта был сделан судом. А в заключении «Волгодортранса» говорилось, что существующий на федеральной трассе придорожный комплекс  Белобородово необходим, действующий проект развязки транспортной доступности к гостинице не предусматривает, а решением проблемы должно стать внесение изменений в документацию в виде переноса путепроводной части развязки на 60 метров.

Владельцы и руководство комплекса обращались уже почти во все инстанции власти с просьбами помочь в решении. Сложность ситуации в том, что чиновники ФУАДа не считают ситуацию критичной для бизнеса. Они утверждают, что в Белобородово есть ещё один заезд, через который транспорт может с трассы доезжать до гостиницы. Но на практике речь идёт о деревенской дороге через частный сектор. Фурам на этих улочках не провернуться.

Ситуация доведена до уполномоченного по правам предпринимателей при президенте РФ Бориса Титова. Соответствующее письмо новосибирский бизнес-омбудсмен Виктор Вязовых направил ему 23 марта. Вязовых просит своего старшего коллегу обратиться в Федеральное дорожное агентство с просьбой внести изменения в проектную документацию по реконструкции «Байкала», чтобы спасти рабочие места в Белобородово. Но жители деревни, глядя на развитие событий, уже готовы выходить на площадь.

Появившиеся на съезде с трассы знаки, запрещающие поворот большегрузам, это сигнал дальнобойщикам ехать мимо. За несколько дней придорожный комплекс может полностью лишиться клиентов. Всем понятно, что владельцы не смогут долго содержать работников. Большинство семей в деревне останется без доходов. Не первый случай, когда населённый пункт в Новосибирской области остаётся без основного работодателя. Что будет дальше тоже понятно – отчаянные акции протеста, хлёсткие репортажи на ТВ. Тут и ответ Бориса Титова, может быть, подоспеет, подогреет тему на федеральном уровне. Властям региона придётся в кризисном режиме придумывать, как гасить новый социальный пожар и обеспечивать работой целую деревню. Делать это придётся под шквалом критики оппозиционных политиков, которые наверняка воспользуются ситуацией, чтобы набрать на ней очков. Стоит ли доводить историю до публичного скандала, если есть возможность урегулировать бюрократические вопросы между ведомствами? Вопрос кажется простым, но у чиновников часто берёт верх своя логика, будто силой заставляющая наступать на грабли.  

Другие новости