Импортозамещение в медицинских госзакупках: кто за, кто против

Импортозамещение стало одной из главных тенденций в российской медицине. О движущих мотивах и сопротивлении этому процессу в интервью ЦДЖ рассказал руководитель ГКУ «Новосибоблфарм» Евгений Комаровский.

На коллегии областного минздрава 30 марта губернатор задал острый вопрос: почему до сих пор не все больницы региона используют стенты новосибирской компании «Ангиолайн»? Городецкий недоумевает, почему налоги уходят за границу, хотя этими деньгами можно было бы поддерживать медицину. «Новосибоблфарм» крупнейший региональный госзаказчик в здравоохранения. Как сегодня проходит импортозамещение в вашей сфере?

— Программы импортозамещения как правило имеют федеральный статус, в том числе и в фармбизнесе и выражаются в специальных механизмах их реализации, помогающих продвигать отечественные препараты. В том числе, это Федеральный закон ФЗ-44 о контрактной системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Например, в ФЗ-44 есть так называемое правило «третьего лишнего»: если на торгах по определённой позиции есть заявки двух отечественных производителей, то заявки с иностранным товаром не рассматриваются.

Россия прошла путь импортозамещения в производстве продуктов питания, потом в автопроме. В автопроме раньше у нас только колёса к автомобилям прикручивали, и это считалось отечественным производством, а теперь на отечественных заводах есть полная сборка. Также постепенно процесс идёт в фармбизнесе. Иностранным производителям лекарственных препаратов предложили локализовать производство внутри страны. Этот процесс начался с упаковки готовой продукции. В 2015-м году была поставлена задача завести внутрь России основные технологические процессы в производстве медикаментов. Компании, которые не успели сделать это к 01.01.2017 году, более не считаются отечественными производителями, если даже упаковывают товар в России. Большая часть производителей медикаментов, поставляемых в «Новосибоблфарм», успела локализовать производство в России до 01.01.2017 года. Те производители, кто не успел этого сделать до 01.01.2017г., больше не рассматриваются как российские, и, соответственно, подпадают под правило «третьего лишнего».

Насколько гладко идёт процесс?

— Многое зависит от отношения конкретных людей и должностных лиц к вопросу импортозамещения. Локализовав производство лекарственных препаратов в России, мы не будем всецело зависеть от иностранных компаний, производящих медикаменты, и их политических настроений. Соответственно, сможем спокойно и планово заниматься ценовой политикой на медикаменты. И никто не сможет давить на нас ни политически, ни экономически, если вдруг захотел бы это сделать через фармацевтический рынок.

Казалось бы, одни плюсы. Производство, рабочие места, оборот денег и т.д. – всё остаётся в России. Но когда у меня, как у директора «Новосибоблфарма», дело доходит до конкретных бизнес-процессов в сфере импортозамещения, я вижу совершенно другое отношение конкретных людей и должностных лиц.

Давайте порассуждаем: нужно ли это пациентам? Сегодня больные имеют право выбирать медикаменты сами. Ещё с советских времён, так сложилось, что люди больше доверяют импортному лекарству. Соответственно, если льготник привык получать зарубежный препарат, и вдруг ему предлагают отечественный аналог, его реакция в большинстве случаев будет негативной.

Врач на приёме видит настроение пациентов. Амбулаторному звену приходится работать в условиях ежедневных конфликтов. Очереди в коридоре: пациент заходит на приём, как правило, уже негативно заряженный. И тут ещё добавляется новый фактор, когда доктор сообщает, что выписывает отечественный препарат. Он тут же усугубляет этот конфликт. Ведь если больной получал импортный препарат, а теперь ему выписывают рецепт на отечественный, то, безусловно, последует отрицательная реакция, что приводит к усугублению конфликта между медработником и больным. Врачи это не поддерживают, поэтому, соответственно сдерживают импортозамещение.

Наблюдая, как реагируют пациенты и врачи на импортозамещение, руководство медучреждений делает свои выводы. И без того в сложных взаимоотношениях между больными и медработниками, процессы импортозамещения подогревают обстановку. Понимая эту сторону проблемы, медицинские топ-менеджеры также не очень сильно заинтересованы в продвижении отечественных медикаментов. Руководителю медорганизации не нужны новые скандалы в СМИ и жалобы в прокуратуру.

Руководители субъектов РФ и топ-менеджеры таких предприятий, как «Новосибоблфарм», где централизованы закупки лекарственных препаратов для государственных нужд, понимают важность реализации поставленных задач по импортозамещению. Мы должны до 2018 года полностью перейти на медикаменты, производящиеся в России, оставив внутри страны импортные медикаменты, не имеющие аналогов. По всем позициям, которые производятся в Новосибирской области, этот вопрос должен быть решён, безусловно, в кратчайшие сроки. Хотим мы, или нет, мы обязаны провести импортозамещение в установленные сроки, поскольку есть государственная задача.

Кроме настроений пациентов, бывает ещё прямая мотивация врачей выписывать те или иные лекарства.

— Да, есть, это не главный фактор, но он тоже влияет. В подавляющем большинстве российские производители медикаментов отличаются от зарубежных подходом к продвижению товара. На иностранцев работают профессиональные медицинские представители. Одни ходят по больным, другие по врачам, третьи по начальству, чтобы продвигать свой товар разными способами. И в этом они преуспели с 90-х годов. В большинстве случаев это хорошо обученные врачи и провизоры. Есть и система мотивации, вплоть до бонусов для врачей за каждую проданную единицу товара. Производители также работают с объединениями пациентов, в том числе, выделяя им гранты. Такая работа производителями медикаментов проводится на федеральном и региональном уровнях. Не принимая процессы импортозамещения, иностранные производители готовы препятствовать государственным программам через протесты, жалобы пациентов, составленные, в том числе, за их счёт, при помощи профессиональных юристов и политиков.

У российских производителей такие инструменты продвижения либо в зачаточном состоянии, либо отсутствуют. Владельцы российских производств считают, что решать вопросы нужно договорённостями с руководителями, не создавая большие институты медпредставителей, и что тратить крупные бюджеты на маркетинг не целесообразно. Полагая, что если экономить на продвижении, то будет ниже себестоимость.

Поэтому и проблема со стентами, о которой говорил губернатор, выглядит так непросто, даже если руководители органов власти и отраслевое руководство занимаются системным импортозамещением, всё равно приходится преодолевать сопротивление определенных кругов, которое находит отражение и на страницах СМИ.

Например, в 2016 году «Новосибоблфарм» провёл программу импортозамещения по некоторым препаратам, сократив объемы иностранных лекарственных средств в Новосибирской области. В ответ представители иностранных производителей медикаментов развернули информационную работу по всем направлениям. Дошло до того, что на заседании комитета Законодательного собрания НСО один из депутатов публично, в присутствии прессы, спросил меня: «Президент распорядился провести импортозамещение до 2018 года, а вы уже всё сделали раньше времени, вы куда торопитесь?!». Но разве я плохо сделал, решив задачу раньше, без потери в качестве и без серьёзных осложнений? Как расценить это? Если официальный представитель законодательной власти упрекает нас в «поспешности». Он «заряжен», или это действительно его мнение?

Получается, вы преждевременно отлучили от рынка импортёров, которые могли бы ещё позарабатывать на госконтрактах в Новосибирской области?

— Конечно, произошло значительное перераспределение долей между российскими и зарубежными производителями. Последние до сих пор пытаются тиражировать все существующие и несуществующие минусы импортозамещения.

Если решения, принятые на уровне руководства страны, определяют сроки для замещения, то поставщики должны понимать, что их бизнес конечен, если не развернуть производство в России. Зачем тратить ресурсы на борьбу с госполитикой?

— Даже в самых крупных и ответственных государственных проектах сроки выполняются не всегда. Бывает так, что решение некоторых задач откладывается на неопределённый срок. Здесь всё, то же самое. Надо ли американцам, чтобы у нас получилось заместить отечественным позиции, которые они контролировали здесь больше 20 лет? Думаю, что не надо. На примере СПИДа – решение централизовать закупки лекарств на уровне Москвы было принято, на мой взгляд, именно потому, что на местах не удалось провести импортозамещение. Больные вместе с врачами всех убеждали, что им нужны только импортные препараты, несмотря на наличие отечественных лекарств, не уступающих по качеству и терапевтическому эффекту. Волнения, которые происходили, в том числе, и у нас, связаны с этим напрямую. Импортозамещение при федеральной централизации в этой сфере будет сразу тотальным. И мы говорим пациентам: при всём уважении к вашему мнению, ничего поделать в Новосибирской области мы не можем, потому что закупают препараты в Москве, и вопросы нужно задавать там.

Поэтому учреждения в здравоохранении закупают лекарства по-разному? Как делится сфера ответственности между «Новосибоблфармом» и лечебными учреждениями?

 — «Новосибоблфарму» региональные власти дали полномочия по закупкам на федеральных и региональных льготников, а также по областным программам. Лечебные учреждения имеют несколько бюджетов. Основной – это бюджет по обязательному медицинскому страхованию. Также у них есть бюджеты платных услуг, в том числе, через добровольное медицинское страхование. Есть система родовых сертификатов, и так далее. Госзаказчиком там выступает сам руководитель медорганизации. Когда губернатор говорил о стентах, он имел в виду, что госзаказчик в лице руководителя НИИПК имени Мешалкина закупает новосибирские стенты, а госзаказчики в лице руководителей Областной клинической больницы и Городской больницы №1 закупают стенты других производителей. У каждого госзаказчика свои контрактные управления, и они полностью самодостаточны.

Систему электронных закупок внедряли, чтобы обеспечить прозрачность и убрать коррупционные риски. Эти задачи выполнены?

— В целом, да. В ответ на недавние претензии одного из СМИ в адрес «Новосибоблфарма», я был вынужден сообщить им официально, что сегодня достаточно зайти на определённый официальный интернет ресурс (www.zakupki.gov.ru) и можно найти ответы на все интересующие вопросы. Конечно, надо уметь это делать. Но научиться не сложно, если вы хотите действительно прояснить вопросы о возможных нарушениях. Например, можно увидеть, что по конкретному наименованию в течение 2016 года был не один победитель, а двенадцать. Если главный редактор серьёзного информационного ресурса захочет посмотреть, как работает «Новосибоблфарм» в сфере закупок, ему даже не нужно ко мне на встречу приходить. Достаточно вооружить журналиста компьютером, и тот во всём разберётся – какие объёмы закупок, сколько контрактов, какие падения по ценам, какие отличия по ценах в разных регионах России.

А по закупкам больниц?

— Всё абсолютно, то же самое.

Поднялся шум по поводу трудностей с переводом новосибирской муниципальной аптечной сети на систему госзакупок по ФЗ-44. Что вы думаете по этому поводу?

— Я считаю, государство созрело до того, чтобы перевести и такие полукоммерческие структуры на систему госзакупок, как у нас. Ничего, кроме плюсов, здесь не вижу. Да, делать это они пока не умеют. Чтобы контрактная служба компании работала хорошо, нужно понимать особенности работы. Выращивать специалистов, отслеживать изменения в законе, разбираться в технологических моментах. Но зачем тратить время на разговоры, что ФЗ-44 плохой? Он есть и его нужно исполнять. Пациенты ждать не могут и не должны.

Может, нужно усилить продвижение отечественных препаратов, чтобы облегчить процесс импортозамещения, убедить в его целесообразности врачей и пациентов?

— Есть успешные примеры такой работы. Наверное, в большинстве отечественные фармпроизводители рассчитывают на административный ресурс, подразумевая, что их должны поддерживать на всех уровнях власти. Но более правильный путь, на мой взгляд, рассчитывать на себя. Например, недавно была история по забраковке одного импортного инсулина, который потребляют почти 2 тысячи льготников в Новосибирской области. Росздравнадзор нас информировал письменно, что есть проблемы с определенной серией, и препарат подлежит изъятию. В этот же день «Новосибоблфарм» начал работу по изъятию забракованной серии. И что мы видим? Что представитель пациентской организации тут же даёт интервью крупному СМИ. Там нет ни слова о производителе инсулина, о дистрибьютере инсулина, о качестве препарата, но сразу много говорится, как неповоротливы наши органы власти. Что власть якобы не следит за качеством лекарства, которое потребляет 2 тысячи человек. Что власть несвоевременно провела замену... Факты в интервью неверные. На момент забраковки в «Новосибоблфарме» был препарат другой – не забракованной – серии на складе, изъятие забракованного и замена на другой мы провели за неделю. Но почему в том материале ничего не было о производителе? Я думаю, что в данном случае иностранный производитель таким образом мобилизовал пациентов на случай попытки замены его инсулина на российский. А в данном случае замены не предполагалось и не произошло. Хотя кто-то из российских производителей инсулина мог бы воспользоваться ситуацией и добиться замены некачественного импортного препарата на российский препарат.

Значит, есть интересы, из-за которых тотальное импортозамещение будет буксовать до самого последнего момента?

— Никто никогда не примет решения о 100-процентном переходе на российские медикаменты. Во-первых, Россия не может сегодня полностью закрыть ассортимент лекарств. Во-вторых, российские медикаменты могут оказаться значительно дороже импортных, поэтому замена будет экономически нецелесообразна. Сегодня, если российский препарат стоит столько же, сколько импортный, или дешевле мы считаем, что это хорошо. В любом случае, на мировом фармрынке каждый год появляется много новых препаратов, иногда с революционным механизмом действия. Значит, надо их использовать и в России.

А с точки зрения сырья для лекарств, которое поставляется из-за границы, разве отечественное фармпроизводство это не условная самостоятельность?

— Она во всём мире такая же условная, потому что сырьё из одних и тех же источников поставляется на европейский, американский и российский рынки. Но я уверен, что будет развиваться и программа по производству собственного сырья.